Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВероника Подколозина
1 Начало года - работа в рамках ФГОСов 2 поколения педагога- психолога в начальной школе Всем известно, что в этом году в общеобразовательных учреждениях России первоклассников обучать стали по стандартам второго поколения. Многие столкнулись с ситуацией необходимости нового нестандартного обучения учащихся с целью формирования универсальных учебных действий и личностного подхода в обучении. На базе гимназии действует инновационная площадка.
2 Для продуктивного подхода к работе, в рамках ФГОСов второго поколения и разработки программ, позволяющих наиболее продуктивно развивать универсальные познавательные действия и навыки коммуникации у первоклассников, на методическом совете начальной школы было принято решение в качестве эксперимента проводить дополнительные игровые занятия педагога- психолога с двумя из пяти классов первоклассников в период адаптационного периода на большой перемене.
3 По-моему мнению, ребята шести с половиной лет, приходя в школу, сталкиваются с проблемой адаптации не только в новом коллективе, к новой социальной роли и новым требованиям, но и с ситуацией изменения ведущей деятельности с игровой на учебную. При этом 85%, по опросу родителей будущих первоклассников, не посещали дестский сад или посещали его только последний год перед поступлением в школу.
4 Поэтому, подбирая и проводя игры, я особое внимание обращала на развитие таких навыков у учащихся, как умение уточнять информацию, умение договариваться, принимать коллективное решение, умение соблюдать правила, работать в группе. В течении двух с половиной месяцев на большой перемене учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов освоили такие общеизвестные игры из детства взрослых как «Гуси-лебеди, «Пятнашки»(«Латки»), «Латки-вышины», «Латки- присядки», «Краски», «Жмуркм».
5 В период с 27 октября 2011 года до 15 ноября 2011 года в МБОУ гимназии 33 было проведено обследование учащихся первых классов с целью выявления дезадоптивных учащихся с помощью микропрактикума «Мой класс». Хотелось бы представить данный микропрактикум в развернутом виде, так как им очень удобно пользоваться практикующему психологу при диагностике адаптации первоклассников. Данная методика может использоваться как в индивидуальной работе, так и в групповой и так как она рисуночная, то проходит очень легко и интересно.
6 «Мой класс» Источники: Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина, Н.А.Жокина, Н.В. Мартишина «Справочник заместителя директора по воспитательной работе» Москва: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1999г Социально-психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов. Саранск, 1990г. Инструкция: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
7 Учителю важно знать: С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый? Какое место в классе он отводит индефицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один) Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
8 Анализ результатов: На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство лагополучной социально-психологической позиции ребенка.
9 Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
11 Обработка результатов: Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.1)
12 Таблица 1 Уровни мотивации Количество баллов по номерам 1234 а0125 б5252 в3303 г2010 д4531 е1444
13 Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации. Уровни мотивации Количество баллов по номерам Сумма баллов 1234 I II III IV V
14 I – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху II – высокий уровень учебной мотивации III – нормальный (средний) уровень мотивации IV – сниженный уровень учебной мотивации V – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла
15 Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели: количество учащихся, уровень мотивации которых характеризуется как очень высокий; количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий; количество учащихся с нормальным уровнем мотивации; количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации; количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
16 Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах
17 В ходе обследования получили данные по следующим критериям: - уровень сформированности позиции школьника и познавательного интереса; - уровень социально-психологической обстановки; - приоритет значимого лица; - трудность в адаптации
18 Результаты адаптации в первых классах за уч.год Сформированную позицию школьника и сформированный познавательный интерес в 1 «А» классе - 0%, в 1 «Б» классе – 9%, в 1 «В» - 0%, в 1 «Г» - 5%, в 1 «Д» - 13%.
20 Сформированную позицию школьника и выраженный познавательный интерес в 1 «А» классе – 12,5%, в 1 «Б» классе – 26%, в 1 «В» - 38%, в 1 «Г» - 18%, в 1 «Д» - 21%
22 Позиция школьника не сформирована в 1 «А» классе - 25%, в 1 «Б» классе – 4%, в 1 «В» - 9%, в 1 «Г» - 5%, в 1 «Д» - 0%
24 Благополучную социально-психологическую позицию занимают в 1 «А» классе – 37,5%, при этом у 17% учитель является значимым лицом; в 1 «Б» классе – 6%, при этом у 17% учащихся учитель является значимым лицом; в 1 «В» - 9%, при этом у 5% учитель является значимым лицом; в 1 «Г» - 27%, при этом у 17% учитель является значимым лицом; в 1 «Д» - 33%, при этом у 8% учитель является значимым лицо
26 Трудности адаптации в классном коллективе в 1 «А» классе - 8%, в 1 «Б» классе – 26%, в 1 «В» - 29%, в 1 «Г» - 36%, в 1 «Д» - 25%.
28 Таким образом наглядно видно, что адаптационный период завешен не у всех учащихся первых классов. В классах 1 «А» и ! «Б» показатели несколько лучше, поэтому можно сделать вывод, что вводя проведение больших перемен как игровые с усвоением правил и налаживанием коллективного взаимодействия, мы можем помочь первоклассникам более безболезненно адаптироваться в новом коллективе и принять новую для них роль ученика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.