Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаргарита Шелавина
1 ТЕМА : « Единство человека и природы в повести В. П. Астафьева « Ода русскому огороду » ТЕМА : « Единство человека и природы в повести В. П. Астафьева « Ода русскому огороду » Интегрированный урок по литературе и биологии.
2 МОУ СОШ 148, г. Красноярск Выполнили: Господарчук Татьяна Юрьевна – учитель русского языка и литературы Шиян Наталья Федоровна – учитель биологии
3 Цель: Совершенствование умения анализировать текст, определять его тему, идею. Задачи: 1. Углубить и расширить знания о жанре художественного произведения; 2. Закрепить знания основных фактов биографии В. П. Астафьева; 3. Продолжить развитие навыков работы с художественным текстом (цитирование, отбор материала, нахождение нужной информации); 4. Воспитать чувство любви к малой родине и уважение к человеку – труженику.
4 О, я недаром в этом мире жил! сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, Дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил. Н. Заболоцкий
5 «И я увидел те самые огороды, о которых он не раз писал в своих рассказах и воспел в «Оде русскому огороду». Потом Петрович рассказал о какой - то страшной траве, которой в Сибири никогда не было, которую боится даже клевер. Еще показал он мне умирающую от кислотных испарений заводов березовую рощу. С большой грустью говорил, как вырубаются лесные массивы, как река Енисей перестала быть рыбной рекой…» Лев Дуров. Лев Дуров.
6 Суровый характер был у астафьевской бабушки. Ведь не зря ее в деревне звали «генерал». Но запало в душу Вите бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Образ бабушки со всей полнотой раскрывается в ряде произведений, а самая светлая книга Астафьева «Последний поклон» почти целиком посвящена воспоминаниям о детстве. Дом Екатерины Петровны Потылицыной, бабушки В.П.Астафьева
7 Ода – (от греч. Ode - песня). Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого – либо значительного события или лица. Повесть – повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе и обычно меньше по объему.
8 Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. Я, например, только на поле боя обнаружил, как красиво цветет картошка. Лежал как – то под обстрелом на картофельном поле и пытался «отвлечься», стал рассматривать листок картошки. И таким он мне показался красивым, и так мне захотелось жить, что я …выжил! В. П. Астафьев. В. П. Астафьев.
9 Выжил Астафьев для того, чтобы рассказать правду о войне, о жизни. Нелегкую эту задачу он выполнил.
10 Задания учащимся Задания учащимся Назовите растения, о которых рассказывает В.П. Астафьев в повести «Ода русскому огороду», найдите в тексте цитаты, подтверждающие ваш ответ.
11 В огороде же том самоглавнейший спаситель скромное, многотерпеливое существо, участью- долей схожее с русской женщиной,-………………… В честь ………………….. надо бы поставить памятник в России. Что же есть, скажите, лучше этого растения? Хлеб? Да! Однако хлебу сколь воздано! Сколько о нем спето! Так отчего же, почему мы, российские люди, не раз, не два спасенные …………………….. от глада и мора, забыли про нее? К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой…………….! Где угодно готов это утверждать! ЦИТАТЫ:
12 Растения, о которых рассказывает В.П.Астафьев в «Оде русскому огороду»
13 «Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород!…»
14 Задания учащимся Задания учащимсяЗадания учащимсяЗадания учащимся В цитатах из текста повести вместо пропусков вставить названия растений, о которых идет речь. (использование функции копирования и вставки)
15 Как-то отчужденно, напористо растет……………. до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится; Сожжение на костре – забава по сравнению с сибирской жалицей. На костре, если дрова хорошие, - пых –и сгорел! А вот после жалицы недели две свету белого не видно, ни сесть, ни лечь. Выть, только выть, слезами обливаться и каяться перед бабкой, умоляя ее помазать сметаной место, подвергнутое истязанию.
16 Задания группам: 1. Найти изображение овощей и растений, о которых рассказывает в своем произведении В. П. Астафьев, к выбранным иллюстрациям подобрать цитату из текста (иллюстрации прилагаются см. приложение «Растения» ). 2. Из текста повести выделить мудрые изречения, советы, приметы о человеке - труженике, добре, счастье (напечатать или скопировать их на отдельный лист )
17 Вкусив радости цветения, смелели, лохматились, зеленые бородавочки из себя вымучивали, уж, под огородный шумок да под земельный шепоток, обвешивались щекастыми кругляками плодов, и ну дуреть, ну расти – аж пасынковать их приходилось, обламывать лишние побеги и подпирать кусты палками, иначе обломятся, рухнут ветви от тяжести. Вкусив радости цветения, смелели, лохматились, зеленые бородавочки из себя вымучивали, уж, под огородный шумок да под земельный шепоток, обвешивались щекастыми кругляками плодов, и ну дуреть, ну расти – аж пасынковать их приходилось, обламывать лишние побеги и подпирать кусты палками, иначе обломятся, рухнут ветви от тяжести. Под жилистыми листами, под зелеными усатыми бечевками светлело от желтых огоньков, гряда, что именинный пирог, пламенела цветами, и хоровод пчел, шмелей, шершней, ос вел на них шумную и хлопотливую работу. Глядь-поглядь, в зеленом притихшем укрытии уже и огурец ловко затаился, пупыристый, ребристый, и в носу у него шушулиной сохлый цветок торчит. Под жилистыми листами, под зелеными усатыми бечевками светлело от желтых огоньков, гряда, что именинный пирог, пламенела цветами, и хоровод пчел, шмелей, шершней, ос вел на них шумную и хлопотливую работу. Глядь-поглядь, в зеленом притихшем укрытии уже и огурец ловко затаился, пупыристый, ребристый, и в носу у него шушулиной сохлый цветок торчит. Образец выполнения задания первой группы учащихся
18 Мудрые изречения, советы, приметы о человеке- труженике, добре, счастье. Хорошо на Дону, да не как на дому. Хорошо на Дону, да не как на дому. Хочешь есть – работай! Хочешь есть – работай! Не живи с сусеками – а живи с соседями. Не живи с сусеками – а живи с соседями. Для просящих и ворующих! - бросовая гряда Для просящих и ворующих! - бросовая гряда Под дубком, дубком свилась репа клубком. Под дубком, дубком свилась репа клубком. Не будь голенаста, будь пузаста! Не будь голенаста, будь пузаста! Сон да дремота – поди на болото! Сон да дремота – поди на болото! Примета: увидеть «нечаянно» свет в родном доме – к счастью! Примета: увидеть «нечаянно» свет в родном доме – к счастью! Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем. Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем. Образец выполнения задания второй группы учащихся
19 Домашнее задание: попробуйте сочинить гимн, оду, стихотворение человеку – труженику или любому растению, из повести В.П.Астафьева «Ода русскому огороду». «Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить с лишком две тысячи блюд, опоре нашей жизни – никакого внимания. По гривеннику всем людям труда – главным картофелеедам – собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают ПАМЯТНИК! Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке ГИМН на самой широкой площади, при всем скоплении народа. Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!»
20 Но не могут люди бросить землю, велика привычка и тяга к ней, вера в нее: а вдруг беда какая? Неурожай? Засуха? Война, не дай бог, снова? На кого и на что надеяться тогда? На землю. Она никогда не предавала и не подводила, она кормилица наша, всепрощающая, незлопамятная. В. П. Астафьев В. П. Астафьев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.