Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАндрей Чубаров
1 Тема урока: «Мыла. Их состав, строение и свойства» Задачи урока: 1. подробнее рассмотреть состав мыла 2. понять механизм его моющей способности 3. выявить зависимость свойств мыла от строения и состава
2 Историческая справка Мыловарение – одно из древнейших химических производств О мыле было известно финикийцам еще в YI веке до н.э. Первые письменные упоминания – у Плиния Старшего (I век н.э.) в одном из 37 томов его «Естественной истории» О профессии мыловара упоминается в 385г в записях Теодора Присциануса
3 Испанская королева Изабелла Католическая «Мадонна Католических монархов» изображает Фердинанда и Изабеллу с детьми, предстоящими перед Богоматерью
4 Историческая справка Мытье тела приветствовалось не всегда… В Европе и России мыловарение возникло в XIII – XIY веках Объяснил суть процесса получения мыла в XIX веке французский химик Мишель Шеврель
5 «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя…»
6 Заболевания кожи угри больной столбняком рожистое воспаление
7 Почему мытье кожи – необходимо? Выделения сальных и потовых желез создают благоприятную среду для микробов Только чистая кожа выделяет защитные вещества, убивающие микроорганизмов
9 Почему мыло обладает моющей способностью? Действительно ли мыло обладает моющей способностью?
10 Виды загрязнений: Загрязнения делятся на: Гидрофильные – смачиваются водой и смываются без мыла Гидрофобные – не смачиваются, отталкивают воду, не смываются без мыла
11 Опыт 1. Экспериментальная проверка моющего свойства мыла Заполните таблицу 1 в приложении 5 1.Занесите результаты: смывается загрязняющее вещество или нет 2.Укажите вид загрязнения по отношению его к воде 3.Сделайте вывод: какие виды загрязнений можно смыть водой без мыла, а какие - нет
12 Для мытья мы мыло смешиваем с водой R–СОО–Nа + Н-ОНR–СООН + NаОН Капля чистой воды (a) почти не растекается по большинству поверхностей (b) Капля воды с добавкой мыла (с) хорошо смачивает поверхности (d)
13 Механизм работы ПАВ
14 Опыт 2. Определение зависимости моющей способности мыла от жесткости воды Инструкция 1. В три пробирки налейте три образца воды по 10 мл: - водопроводная; - та же вода, но прокипяченная; - дистиллированная 2. В каждую пробирку бросьте кусочек мыла и интенсивно встряхните их в течение 1 мин, добиваясь как можно более полного растворения мыла. 3. Дайте отстояться и опишите внешний вид полученных растворов. Обратите внимание на следующие моменты: полностью ли растворилось мыло, есть ли осадок в виде хлопьев, много его или мало, или раствор почти прозрачный. 4. Результаты наблюдений занесите в таблицу. Заполните таблицу 2 в приложении 6
15 Поэтапное закрепление материала 1. В какой воде лучше всего растворяется мыло? 2. Какую воду лучше всего использовать для стирки, мытья волос, умывания? 3. Почему в жесткой воде мыло плохо растворяется? 4. Можно ли считать, что мыло является индикатором жесткости воды?
16 Тест – закрепление Объяснил суть процесса получения мыла … В состав мыла входят соли … кислот; Радикал молекулы мыла гидро …, а функциональная группа – гидро …. Задача мыла –переводить в раствор …. Вещество С 17 Н 33 СООNa – это - ….
17 И т о г и у р о к а: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» М.В.Ломоносов Огромное разнообразие сортов мыла, СМС, шампуней, средств для мытья посуды, средств гигиены по уходу за различными типами кожи – это и есть подтверждение пророческих слов великого русского ученого.
18 И т о г и у р о к а: Мы узнали, что мыло обладает моющей способностью Загрязнения делятся на гидрофобные и гидрофильные Моющая способность зависит от строения и состава мыла Моющая способность зависит от качества воды Мы узнали о необходимости содержания кожи в чистоте
19 Рефлексия На уроке было над чем подумать На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил(а) ответы На уроке я поработал(а) добросовестно Я узнал(а) много нового Мне это в жизни пригодится Мое настроение в конце урока:
20 Домашнее задание: Гл. 24 § 4, Кроссворд По вертикали: 1. Названия реакции взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. 2. Соль стеариновой кислоты. 3. Гидролиз жиров в щелочной среде. 4. Высшая жирная кислота, содержит двойную связь между атомами углерода. 5. Представитель высших непредельных кислот, имеет 16 атомов углерода. 6. Реакция присоединения водорода. По горизонтали: 1. Соли высших жирных кислот, включающие ионы щелочных металлов. 2. Соли сложных эфиров жирных кислот и глицерина. 3. Процесс, при котором раствор поваренной соли кипит в растворе образующегося мыла. 4. Вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп - это………….кислоты 5. Органические кислоты, содержащие в молекуле одну карбоксильную группу. 6. Простейшая карбоновая кислота, имеет относительную молекулярную массу- 46.
21 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Выксунский политехнический колледж Преподаватель химии – биологии высшей квалификационной категории Лонина Ольга Петровна Идентификатор
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.