Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗоя Таловерова
1 Урок русского языка в 9 классе. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
2 Вид придаточного обстоятельственного На какой вопрос отвечает К чему относитсяМесто придаточногоЧем прикрепляется 1. Степени Степени в какой степени? насколько? к сочетанию с указат. словом после главного союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько Образа действияОбраза действия как? каким образом? к сочетанию с указат. словом после главного союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно Места Места где? куда? откуда? ко всему главному предложению свободное (до, после, внутри главного) союзные слова где, куда, откуда 4. ВремениВремени когда? как долго? с (до) каких пор? ко всему главному предложению свободное союзами когда, пока, с (до) тех пор как, как только УсловияУсловия при каком условии? ко всему главному предложению свободное союзами если, раз, когда ПричиныПричины почему? отчего? ко всему главному предложению свободное союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо 7. ЦелиЦели зачем? с какой целью? ко всему главному предложению свободное союзами чтобы, для того чтобы СравнительныеСравнительные как? в сравнении с чем? ко всему главному предложению свободное союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно УступительныеУступительные несмотря на что? ко всему главному предложению свободное союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни СледствияСледствия что является следствием этого? ко всему главному предложению после главного союзом так что 11.Присоедини- тельныеПрисоедини- тельные что можно к этому добавить? ко всему главному предложению после главного союзными словами что, отчего, зачем, почему Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
3 Придаточное степени Стало так холодно, как бывает только зимой. (Игра «Да-нет») Это предложение простое? Нет Это предложение сложное? Да Это предложение сложносочинённое? Нет Это предложение сложноподчинённое? Да На какой вопрос отвечает придаточное предложение? Это придаточное степени. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
4 Придаточное образа действия [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) [ Полярное лето промелькнуло], (как его и не было). (А.Первенцев) [ Старик и говорил так], (как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта).(А.Чехов) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
5 Придаточное места Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой). [ указ. слово], (где – союз. слово) Там [где?], где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору. [ указ. слово], (где – союз. слово) Чаще всего я возвращался, конечно, туда [куда?], где сидела девушка. [ указ. слово], (где – союз. слово) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
6 Придаточное времени (когда?) Голос её, когда она говорит, поёт и звенит. Я шёл в глубь лесного массива (до каких пор?), пока не услышал шум мотора. (К.Паустовский ) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
7 Придаточное условия Давайте составим схемы этих предложений. [При каком условии?] Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом, смертью. (Ю.Бондарев). (если– союз), [ ]. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица). [ ], (когда – союз). [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица). (как – союз), [так и ]. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
8 Придаточное причины Цветы, оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах. Лес стоял тихий, потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин-Сибиряк) Отчего? Почему? Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
9 Придаточное цели Давайте расставим знаки препинания в этих предложениях. Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного. Чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку. (В.Арсеньев) Где расположены придаточные предложения? На какие вопросы они отвечают? Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
10 Придаточное сравнительные Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (В.Тельпугов). Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
11 Придаточное уступительные Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Т.Семушкин). [ ], (хотя – союз). [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (А.Фадеев). (как ни – союз. слово), [ ]. [Несмотря на что?] Хотя было ещё рано, ворота оказались запертыми.(В.Короленко). (хотя – союз), [ ]. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
12 Придаточное следствия Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов). Было холодно, так что из дома мы не выходили. Попробуйте поменять местами придаточные предложения и главные. Что изменилось? Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
13 Придаточное присоединительные Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (В.Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (А.Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (В.Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
14 План разбора сложноподчинённого предложения Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение). Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы). Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении). Определить тип придаточного предложения. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении). Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению. Построить схему сложноподчинённого предложения. Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
15 Работа по группам Удачи!) Илюхо Г. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 пгт Афипского
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.