Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВасилий Алюшников
1 Реалистическая живопись Голландии Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
2 В XVII. В Голландии популярными становятся жанры: портрет натюрморт бытовая живопись пейзажная живопись картины по библейским сюжетам
3 Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор и залы заседаний, на них изображались торжественные собрания различных общин и объединений. Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо, сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широкополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг. Франс Халс. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия»
4 «Кормилица с ребёнком» Около «Портрет супружеской пары» Замечательны индивидуальные портреты Халса. Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолетную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв… «А эти бюргеры, купцы, старухи, Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи, И видят всё, глядя в упор на нас…»
5 Ф. Халс. Цыганка гг. Это один из самых обаятельных образов Халса. Художнику удалось живо передать не только черты лица девушки, но и движения, мимику непоседливой героини. Ф. Халс. Портрет молодого человека с перчаткой е гг.
6 Я. Стен. «Сад постоялого двора» Довольно успешно в живописи Голландии развивался бытовой жанр. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Адриан ван Остаде. «Комната в крестьянском доме»
7 Я. Стен. «Празднование крестин» Лондон. Я. Стен. Автопортрет с лютней Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый тип жанровой композиции, выбрав для него небольшой, так называемый кабинетный, формат. Художников, писавших картины небольшого формата, называют малыми голландцами.
8 Основоположником светского жанра по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намеков и едва уловимых жестов. Г. Терборх. «Танцующая пара»
9 Особое место в творчестве художника занимают женские образы: «…Пожалуй никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд …» Г. Терборх. «Портрет дамы» Г. Терборх. Бокал лимонада г.
10 В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта (фр. «мертвая природа»). Питер Клас. Завтрак с ветчиной г. Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты… Виллем Хеда. Натюрморт с золотым бокалом г.
11 Питер Клас. Завтрак г. Виллем Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом г. Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись).
12 Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определяются особенностью природы этой северной страны. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Мир природы у Яна ван Гойена – это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавались художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Я. ван Гойен. «Летний пейзаж с рекой»
13 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком» Частное собрание. «Мельница в Вейке». Ок. 1670
14 Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт – небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. Питер де Хох. «Хозяйка и служанка» В этом жанре работал Питер де Хох ( ). Художник сумел постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер ( ), уроженец города.
15 Вермер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи» Такой возвышенной оценки Ян Вермер (1632 – 1675) был удостоен ещё при жизни. Позднее, в середине XIX в., его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. plain air – открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы. «Уличка». Ок Амстердам «Вид Делфта» Ок Гаага
16 Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. Молодая девушка поглощена своим любимым занятием. В левой руке она держит коклюшки с красными нитями, правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево к подушечке. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини. Вермер Делфтский. Кружевница гг.
17 Я. Вермер. «Девушка с письмом». Ок г. Девушка серьезна и строга. Почти неуловимые движения ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий точеный профиль девушки особенно красив в потоках вечернего света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие тени… Я. Вермер. «Дама у спинета»
18 Я. Вермер. «Девушка с жемчужиной». Доступно краскам всё – и мудрости заветы, И дни, и месяцы, и звёзды, и планеты, Пороки и добро, союзы и раздоры Творит поэта кисть, являя нашим взорам Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья, Что издревле живит наш мир и все творенья. Адриан ван де Винне (поэт- современник Я. Вермера)
19 Творчество Рембрандта – вершина реализма. «Правда – самое прекрасное и редкое качество» - стало сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около 800 картин и произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
20 Портрет старика в красном Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
21 Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. «Портрет Яна Сикса» Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник, уже одет и медленно натягивает перчатку. О чем он думает в последний миг перед расставанием? О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути? В лице Сикса искренняя и горькая печаль… В более поздние годы художник все чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь.
22 В историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета. Он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (!) созданных им автопортретах - история его жизни, исповедь художника. Автопортрет с Саскией на коленях
23 Рембрандт много работал в технике офорта. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. После этого он погружал картину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. «Три дерева». Офорт. 1643
24 В офортах Рембрандта можно увидеть новые грани его таланта: свободный и непринуждённый штрих, четкость линий и объемов, удивительные градации черного и белого цветов. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства. «Нищие у двери дома». Офорт. 1648
25 В 1642 г. Рембрандт выполнил большой заказ – картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Отряд под предводительством бравого капитана выходит из темной арки в полосу солнечного света. В группу военных вклиниваются случайные прохожие – вместо 16 заказчиков художник изобразил 34 фигуры. Многолетняя копоть каминов в каминном зале стрелковой гильдии придала живописи сумрачный, «ночной» колорит. В XIX в. Зрители дали картине поэтическое название «Ночной дозор».
26 Картина «Возвращение блудного сына» ( гг.) завершает творческий путь Рембрандта. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Рухнувший на колени измученный бродяга и полуслепой старик молчат, даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Стёртые ступни несчастного скитальца и развалившиеся башмаки рассказывают о его долгом и трудном пути.
27 Портрет Хендрикьё Стоффелс В нищете и забвении ушёл из жизни великий мастер, подаривший миру множество картин, гравюр и рисунков, мастер, о произведениях которого два века спустя французский живописец Эжен Делакруа сказал: «…правда – самое прекрасное и редкое на свете». Портрет Титуса г.
28 Литература: Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, Энциклопедия для детей. [Т.7] Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII- XX веков / гл. ред. М.Д. Аксенова – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.