Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюдмила Астахова
1 Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
2 Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: 1. Контраст как основное средство изображения в поэме. 2. Исторические и политические предпосылки создания поэмы. 3. Система образов 4. Единство замысла и композиции 5. Стилистика и жанровое своеобразие поэмы. 6. Образы-символы. 7. Контроль знаний.
3 «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)
4 Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..
5 Контрастность произведения О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: Это буран в степи. О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: Это буран в степи.
6 Контрастность произведения Основа содержания поэмы Основа содержания поэмы «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.
7 Исторические и политические предпосылки создания поэмы Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: Сегодня я гений Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: Сегодня я гений
8 Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение : «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Образное сравнение : «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика : «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Речевая характеристика : «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Хлесткий эпитет и оксюморон : «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Хлесткий эпитет и оксюморон : «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Двенадцать героев составляют один отряд : «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Двенадцать героев составляют один отряд : «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке» Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
9 Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.
10 Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».
11 Стилистика, жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
12 «Музыка революции» «Слушайте музыку «Слушайте музыку революции», призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
13 «Музыка революции» В поэме звучат интонации марша. В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Слышен городской романс. Часто встречается частушечный мотив. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
14 Образы - символы Ветер, вьюга, снег – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: Символика: цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать»; старый мир - «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.
15 «…почему Христос?» «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
16 Вопросы по теме: Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)? Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)? Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике». Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
17 Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А. Блоком в поэме «Двенадцать? (соедините соответствия стрелками) Частушка Солдатская песня Городской романс Марш Озорная речь Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Не слышно шуму городского… Как пошли наши ребята… Революционный держите шаг! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!
18 Проверьте себя Частушка Солдатская песня Городской романс Марш Озорная речь Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Не слышно шуму городского… Как пошли наши ребята… Революционный держите шаг! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!
19 Домашнее задание :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).
20 Источники: 1. Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, html.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.