Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Скорнякова
1 «Пётр Великий русской литературы» Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 Гаврилова Елена Борисовна
2 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».
3 В лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизус ть
4 Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
5 Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье ".
6 В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
7 В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко- латинскую академию
8 В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии
9 В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам
10 Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
11 В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
12 В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян».
13 Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
14 изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, комедии)
15 изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
16 - допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)
17 Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
18 М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения. Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования
19 До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по- гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
20 М.В.Ломоносов, опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке, выступает за чередование мужской и женской рифм. В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии. Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков ни едка древность.
21 – автор многочисленных художественных произведений. Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений
22 Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культ уры
23 «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.» А. С. Пушкин «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ» В.Г. Белинский.
24 М. В. Ломоносов умер в 1765 году. Уже при жизни учёного велика была его слава, причём не только в "пределах российских", но и в других странах. Памятник М. В. Ломоносову установленный на его родине П. И. Челищевым Памятник Ломоносову в г. Архангельске
25 Памятник Ломоносову в г. Архангельске у ПГУ им М.В.Ломоносова Памятник Ломоносову у МГУ им М.В.Ломоносова
26 Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.