Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарианна Мельникова
1 Санкт-Петербург Фрунзенский район ГОУ СОШ 603 Автор – Лобанова Марина Петровна, учитель литературы Презентация к уроку литературы в 10-м классе «Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина»
2 Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу… А.С.Пушкин Автор презентации – Лобанова Марина Петровна, учитель ГОУ СОШ 603. Санкт-Петербург год
3 Эволюция - развитие, процесс изменения кого-чего- нибудь от одного состояния к другому Лирика - один из трёх родов художеств. литературы, в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Вывод: Цель урока – рассмотреть развитие, процесс изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни.
4 Слово Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания… Рабство Свобода Воля, вольность, независимость Небо, воздух, море, корабль, птица… Синонимы, лексическое значение Ассоциации и/или символы
5 Название Год. Период жизни и творчества Жанр Цитата Форма свободы/ несвободы Отношение автора к свободе и рабству «Вольность» «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» Тирания 1817 Петербургский период Ода Жанр 18 века «Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения.
6 «К Чаадаеву» 1818 Петерб. период Послание «свободою горим» «звезда пленительного счастья» «на обломках самовластья напишут наши имена» Самовластье Юношеское представление о свободе как о романтическом идеале.
7 «Деревня» 1819 Петерб. период. Михайловское Пастораль. Гражданская лирика «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» «Барство дикое» «рабство тощее» Надежда на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.
8 «Узник» 1822 Южная ссылка. Кишинев Народная песня «Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный свободой орел молодой» Заключе ние тюрьма Свобода – извечная мечта народа. Нельзя заключить в тюрьму мечту о свободе УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
9 « Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Луки) «На днях я закаялся и, смотря и на Запад Европы, и вокруг себя, обратился к Евангелию и произнес сию притчу в подражание басни Иисусовой». (Из письма Пушкина)
10 Изыде сеятель сеяти семена свои Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя – Но потерял я только время, Благие мысли и труды… Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
11 «Свободы сеятель пустынный» 1823 Южная ссылка Притча (иносказание) «Я вышел рано» «К чему стадам дары свободы?» Духовное рабство народа и политическая слепота дворян «Рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности». Учебник. Стр. 111
12 «К морю» 1824 Север. ссылка. Воспоминание о поездке на Кавказ Романтическое послание к свободной стихии «Я был окован… могучей страстью очарован» «Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, Там на страже, уж просвещенье иль тиран». Социальная и личная зависимость Свобода сохранилась лишь в мире природы, в мире людей она утрачена
13 АНЧАР В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной... К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный…. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. * Древо яда.
14 «Анчар» 1827 середина жизни Легенда. (Жанр фольклора) «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки» тирания/ рабство духовное «Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей «Раб не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. …«Анчар» одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света». ( Из статьи Ю.Лотмана)
15 Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова 1 Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права Hamlet. Из Пиндемонти
16 (Из Пиндемонти) 1836 Последние годы (борьба за личную свободу) «Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно?» Мирская и духовная власти. Свобода как личная и духовная независимость «Отсутствие политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы личной». «Человек – цель политики». Мирская власть должна обеспечить права личности Религиозно-философская лирика
17 «Вольнос ть» 1817 Петер- бургский период Ода (жанр 18 века) «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» Тирания «Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения. «К Чаадаеву» 1818 Петерб. период Послание «свободою горим» «звезда пленительного счастья» «на обломках самовластья напишут наши имена» СамовластьеЮношеское представление о свободе как о романтическом идеале. «Деревня» 1819 Петерб. период. Михайловское Пастораль. Гражданская лирика «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» «Барство дикое» «рабство тощее» Надежда на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя. «Узник» 1822 Южная ссылка. Кишинев Народная песня «Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный свободой орел молодой» Заключение тюрьма Свобода – извечная мечта народа. Нельзя заключить в тюрьму мечту о свободе «Свобод ы сеятель пустынны й» 1823 Южная ссылка Притча (иносказан ие) «Я вышел рано» «К чему стадам дары свободы?» Духовное рабство народа и политическая слепота дворян «Рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности». Учебник. Стр. 111 «К морю» 1824 Север. ссылка. Воспоминани е о поездке на Кавказ Романтическо е послание к свободной стихии «Я был окован… могучей страстью очарован» «Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, Там на страже, уж просвещенье иль тиран». Социальная и личная зависимость Свобода сохранилась лишь в мире природы, в мире людей она утрачена «Ан чар » сер еди на жиз ни Лег енд а. (Жа нр фо льк лор а) «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки» тирания/ рабство духовное «Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей (Из Пиндемонти) 1836 Последние годы (борьба за личную свободу) Религиозно- философская лирика «Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно?» Мирская и духовная власти. Свобода как личная и духовная независимость «Отсутствие политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы личной». «Человек – цель политики». Мирская власть должна обеспечить права личности
18 Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина Тема свободы и рабства – одна из ведущих тем в творчестве А.С.Пушкина. К ней он обращался на протяжении всей жизни, поэтому по стихам поэта можно проследить эволюцию его взглядов на свободу и рабство. «Вольность» (Из Пиндемонти) 1817 Южная ссылка. Северная ссылка 1836 Петербург Ода – Послание - Народная песня – Притча – Легенда – Религиозно-философская лирика Осуждение тирании Осуждение мирской власти «Свобода мира» Личная свобода Государственный Нравственный закон Божественный закон Идеал Законопослушное Гуманистическое государство общество
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.