Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРоман Ненашев
1 Психолого-педагогические вопросы организации современного урока Л.Ю. Елатенцева Учитель психологии ГОУ СОШ 438
2 Урок 1.Ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука(по В.И. Далю) 2.Поучение, наставление 3.То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее 4.Учебное занятие по какому либо предмету 5.Работа заданная на определенный срок Организация 1.Подчинённость определённому порядку, плану 2.Характер строения, устройства, структуры чего-либо
3 проблемы Изменение запроса времени Ухудшение состояния здоровья Жизнь в эпоху перемен Виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни
4 Городская научно-практическая конференция «Дидактика современного урока: поиски, проблемы, пути решения» Урок не может не меняться! Аргументы в пользу этого утверждения: Появились образовательные стандарты. Утвержден новый Федеральный Базисный учебный план. Внедряются информационные технологии. Организация Единого государственного экзамена.
5 Городская научно-практическая конференция «Дидактика современного урока: поиски, проблемы, пути решения» Концепция модернизации российского образования до 2010 года определяет основные направления педагогической и управленческой деятельности всей системы образования.
6 Концепция напрямую связана с уроком Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации. Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования. На уроке формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации. Урок является наиболее важной формой индивидуального подхода к ребенку.
7 Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
8 Наиболее общие подходы к организации современного урока: усиление его социальной направленности; практико-ориентированность образования; направленность на развитие мышления, практических навыков; расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы; дифференциация образовательного процесса.
9 Основные тенденции влияющие на урок как систему: новое содержание образования; становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
10 Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. I. «Традиционная»: - триединая цель урока; - план-конспект; - формы обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие. II. «Технологическая»: - технологическая карта тематического и поурочного планирования; - технологический прием; - этап технологии; - задача этапа и диагностика его эффективности. II. «Компетентностная» : - ключевые и базовые компетентности; - опыт ребенка; - умение решать жизненные ситуации; - психолого-педагогическая ситуация и другие.
11 Наработки в рамках компетентностного подхода: сформировано научно-теоретические понимание компетентности; разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности; утвержден новый базисный учебный план; разработаны способы формирования и оценки компетентностей.
12 Городская научно-практическая конференция «Дидактика современного урока: поиски, проблемы, пути решения» Современная ситуация связана с наличием нескольких «дидактических культур».
13 Результаты на каждой ступени обучения - широкая вариативность образования; - положительный микроклимат на уроках; - свобода творческого поиска педагогов; - мотивация учащихся на познание. Начальная школа. отрицательные тенденции: - снижение уровня здоровья детей; - неэффективное развитие творческого потенциала школьников, ОУУН; - недостаточно развивается детская инициатива. В начальной школе преобладающим должно стать развивающее обучение.
14 Рейтинг оценивания содержания учебного материала 1.Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала. 2. Соответствие поставленным целям урока. 3.Научность и доступность учебного материала. 4. Связь теории и практики. 5.Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 6.Использование межпредметных связей.
15 Используемые методы обучения (ранжированный ряд): 1.Объяснительно-иллюстративные. 2.Частично-поисковые. 3.Проблемные. 4.Репродуктивные. 5.Исследовательские.
16 Основные тенденции в основной школе. Положительные: -разработка вариативных образова-тельных программ; - использование элементов развива-ющего обучения; - деление в ряде учреждений осно-вной школы на две подступени: 5-7 и 8-9 классы.
17 Варианты решения противоречия Согласно концепции модернизации, основная идея заключается в широком использовании проектной деятельности учащихся основной школы.
18 Новые задачи, определяемые стратегией модернизации образования: целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников; конструирование (отбор) содержания образования с ориентацией на специфику обучения на каждой ступени школы; совершенствование форм и методов обучения; психолого-педагогическое сопровожде-ние образовательного процесса.
19 Варианты решения противоречия Урок в основной школе, согласно идеям модернизации образования, должен иметь проектную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников..
20 Вопросы совершенствования урока в основной школе развитие коммуникативной и познава- тельной компетентности школьников; профориентация и предпрофильное обучение; развивающее обучение; использование новых форм оценивания и другие.
21 Средняя (полная) школа Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности.
22 Рейтинг оценивания содержания учебного материала в старшей школе: 1.Научность и доступность учебного материала. 2.Соответствие поставленным целям урока. 3.Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала. 4.Связь теории и практики. 5.Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 6.Использование межпредметных связей.
23 Используемые методы обучения (ранжированный ряд): 1.Частично-поисковые. 2.Проблемные. 3.Объяснительно-иллюстративные. 4.Исследовательские. 5.Репродуктивные.
24 Некоторые вопросы организации современного урока – пути решения проблем СистемностьКомплекстность Взаимодействи е сотрудничеств о
25 Новые техноло гии Соединение педагогики и психологии Учет индивидуаль ных особенносте й Самостоят ельность Развитие личности
26 Учет психологических особенностей учащихся Сформированность интеллектуальных операций и качеств личности влияющих на обучение ОУУН содержание
27 Психологически безопасная образовательная среда Развитие, самовыражение Поддержка, принятие Безопасность, защищенность
29 Единство требований Личностно – ориентированный подход Педагогическ ое взаимодейств ие Педагогически е технологии Учет возрастных особенностей учащихся
30 Начальная школа Учебная деятельность, социализация в школе, я - школьник подростки Младшие – общение, я- взрослый Старшие – общение, эго направленность, социализация в группах юношество Дело, эго направленность, общение Конкурентно способность, социализация в обществе
31 Организационные моменты дисцип лина Внешни й вид Организация работы учащегося Форма опроса Формы ответов оценивание похвалапорицание
32 Педтехнологии Соответствие возрасту Смена деятельности Зона ближайшего развития Здоровье сбережение икт
33 Педагогическое взаимодействие Уважение к личности Конвенция правах ребенка Формы взаимодействия дистанция неравнодуши е Психологическа я поддержка Опора на сильные стороны Вера в ученика, принятие индивидуаль ности
34 Доступность учащиеся родители Зона определенности Требования программы Нормы оценивания Нормы оценивания Технологичность Алгоритмы урока Результаты деятельности
35 Факторы урока Факторы урока Плотность урока Плотность урока Число видов учебной деятельности Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Частота чередования видов учебной деятельности Частота чередования видов учебной деятельности Число видов преподавания Число видов преподавания Наличие эмоциональных разрядок (число) Наличие эмоциональных разрядок (число) Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии» Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии» Уровень гигиенической рациональности Урока Уровень гигиенической рациональности Урока Не менее 60% и не более 75% Не менее 60% и не более 75% Не более 10 минут Не более 10 минут Смена не позднее, чем через 7-10 минут Смена не позднее, чем через 7-10 минут Не менее 3 Не менее
36 Зона ближай шего развити я Индивид уальная траектор ия развития Мировоззр ение (жизненны е ценности и установки) Формиров ание личности (характер, поведение и поступки) Выполнени е миссии школы – идеальный образ выпускник а
37 Единство требований Педагогическая компетентность Психологическая грамотность Признание права личности быть индивидуальностью Уважение к личности Развитие
38 Уважай детей! Защити их любовью и правдой. Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
39 Ключевые понятия Ключевые понятия Ключевые понятия Ключевые понятия Организация учебно- воспитательного процесса Системност ь Последоват ельность Личность учителя Личность руководителя
40 Психологические аспекты современного урока МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
41 Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.
42 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.
43 Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
44 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
45 Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
46 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
47 Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
48 Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
49 Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
50 Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
51 Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
52 Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
53 Состояние и вид учеников, выходящих с урока. с урока Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
54 Оценивание образовательных достижений учащихся ( психологический аспект)
55 Оценивание - соотнесение с эталоном деятельность Потребности мотивы цели Знания умения навыки Действия усилия
56 оценивание Успех неуспех Локус контроля самооценка Уровень притязаний Самоуважение = притязания: успех
57 Оценка деятельности то насколько хорошо, правильно, успешно она выполняется или уже выполнена Деятельность оценивается в целом или ее отдельные элементы Особенно оценка важна в начале деятельности
58 Справедливость оценки зависит от того насколько точно на отражает реальный уровень наших знаний умений, усилий, мастерства и творчества Большое влияние на результаты деятельности оказывает какую оценку ожидает получить человек
59 Психологические особенности оценки Оценка должна быть результатом, а не целью деятельности(эмоциональное напряжение) Ориентация на дело или на успех в нем зависит от уверенности или неуверенности в своих силах (профи) Оценивание в доброжелательной обстановке поддерживает и минимизирует отрицательное восприятие оценки
60 Возрастные особенности восприятия оценки МладшиеМладшие школьникишкольникиМладшие подросткиподростки СтаршиеСтаршие подростки
61 МладшиеМладшие школьники- ведущая деятельность учебная оценка Самооценка формируется под влиянием учителя родителей Ярлыки, подчеркивание неудач развитие Страхи и тревожность, ощущение неудачи, ожидание неудачи Снижение самооценки, неуверенность,некомпетентность, неполноценность Самоуважение успешность Проблемы общения и взаимодействия Проблемы обучения и развития, здоровья
62 Младшие подростки- ведущая деятельность общениеподростки Значимость учебной деятельности ослабевает, снижается успеваемость Кто Я? Какой я? Каково мое место? Оценка взрослого напрямую не переносить ся на самооценку Социальны й статус Цель повышение статуса Система ценностей Формирова ние коллектива Сотрудниче ство с родителями
63 СтаршиеСтаршие подростки- самоопределение Дифферени рованное отношение к предметам Оценка референтной группы влияет на самооценку, доверительн ые личностные отношения Изменение отношения к предмету и учебной деятельнос ти
64 Время опроса (урок, триместр) На каком отрезке деятельности, Когда? Форма опроса Вид Как? Критерии Содержание и объем Что?
65 УчетУчет психологических особенностей учащихся Начало конец урока Объем задания Подготовка и предупреждение Фиксированное задание или поурочный балл На опережение или повторение По процессу, по итогу Публичность или интимность соревновательность или индивидуализация Бальная или суждение
66 Учет психологических особенностей учащихся Письменно устно Индивидуально в группе У доски,с места Стандартное задание, творческое с ограничением времени и без С отметкой,без
67 Ресурсы и риски оценивания Повышение качества знаний Сотрудничество,доверие Безопасность Адекватная самооценка и уровень притязаний Развитие личности Самоуважение Компетентность конкурентноспособность Снижение качества знаний Нарушение дисциплины Неадекватная самооценка и уровень притязаний Потеря самоуважения Проблемы личностного роста Потеря здоровья некомпетентность
68 Принципы эффективного оценивания Критериальное Оценивание (ситуация определенности ) Позитивные суждения Признание права на ошибку Комментирование Я высказывания Создание перспективы
69 Принципы эффективного оценивания Развивать веру в успех (ситуация успеха) Подчеркивание улучшений и достижений каждого Признание трудности заданий Внимание к прошлым успехам Опора на сильные стороны учащегося Будущий успех
70 Опора на сильные стороны учащегося Обучение управлению собственной деятельностью Учет психологических особенностей Личностно – ориентированный подход Разнообразие форм объективность
72 Автор благодарит за предоставленные материалы ЛПП ОМЦ ЮАО г. Москвы Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.