Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРодион Селивахин
1 Современные подходы к составлению программ воспитания
2 Развитие воспитания в системе образования рассматривается сегодня как один из способов решения существующих в современном обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем детства. Эффективность воспитательного процесса находится в прямой зависимости от умения каждого педагога – практика определять актуальные задачи воспитания для конкретного образовательного учреждения, детского коллектива, конкретного ребенка. Особенно это важно в работе классного руководителя.
3 Что такое программа? Программа воспитания - это системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно- нравственного становления личности в результате его освоения. Различаются два вида программ. Программы обучения нацелены на формирование у детей знаний, умений, навыков, а приоритетной задачей в программе воспитания выступает создание условий для духовного становления личности, подготовка ребенка к жизненному самоопределению.
4 Примерная структура программы воспитания 1. Концептуальные основы программы (вводная часть). 2. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания. 3. Цель. Задачи. 4. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса. 5. Содержание воспитания (тематические блоки). 6. Механизмы реализации содержания воспитания. 7. Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).
5 Первый блок вопросов поможет конкретизировать пространство программирования: 1. Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…) 2. Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп. 3. Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…). Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика. 4. Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)
6 Второй блок вопросов может определиться в «качественных» характеристиках программы: 1. Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа? 2. Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите? 3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ? 4. Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа? 5. Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы? 6. В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?
7 Вопросы помогающие определиться в концептуальных основах программы: 1. Выявленная проблема является частью каких более масштабных социокультурных проблем? 2. В чем видят суть этой глобальной проблемы философы, культурологи, социологи, педагоги? 3. Как соотносится философское видение путей решений глобальных проблем с проблемами педагогическими, с развитием каждой отдельно взятой личности? 4. Разрабатывая программу воспитания, следует понимать, что под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на различные личности - создание условий для её духовно-нравственного становления.
8 Третий компонент - цели и задачи Формулировка цели зависит от исходных положений. Цель должна быть сформулирована настолько ясно, четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение очень конкретного определенного результата. Формулируя задачи, одновременно прогнозируем результаты реализации программы. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было, так или иначе, зафиксировать по завершению программы. Сформулированные цели педагогической программы воплощаются в конкретных прогнозируемых результатах.
9 Четвертый компонент программы воспитания – содержание воспитательного процесса. 1. Опыт принятия самостоятельных решений в ситуации нравственного выбора. 2. Наблюдение позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности. 3. Успешная самореализация в познавательной, творческой, игровой деятельности. 4. Опыт реализации различных уровней позиций активного участника, организатора, консультанта и др. 5. Применение полученных в ходе учебного процесса знаний, умений, навыков в социально значимой деятельности. 6. Анализ оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающий их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников. 7. Сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 8. Проектирование собственной деятельности, прогнозирование и последующий анализ её результатов.
10 Основными направлениями, в рамках которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта учащихся выступают: 1. Формирование этической культуры личности, навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей. 2. Гражданское, патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения. 3. Трудовое и экономическое воспитание, формирование готовности к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации на рынке труда. 4. Воспитание экологической культуры. 5. Эстетическое воспитание. 6. Правовое воспитание 7. Развитие познавательной активности, стимулирование к самообразованию, интеллектуальное развитие личности. 8. Воспитание стремления к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
11 Создание программы завершается разработкой механизмов реализации программы, предполагающей наличия описания модели воспитательного процесса: структуры детского самоуправления, «ключевых» мероприятий, законов жизни коллектива образовательного учреждения, воспитательных технологий. Механизмы должны соответствовать логической схеме программы.
12 Основные этапы метода проектов: Целеполагание. Педагог помогает ученику определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели. Выполнение проекта, что подразумевает конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели. Подведение итогов выполнения проекта и определения задач для новых проектов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.