Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимофей Ярушкин
1 Проектные задачи в основной школе
2 «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
3 Типы задач используемые в образовательной практике Учебная задача Конкретно-практическая задача Творческая (олимпиадная задача)
4 Типы задач используемые в образовательной практике Учебная задача - направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Конкретно-практическая задача - ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового формального способа решения
5 Перечисленные типы задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи; содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
6 Проектная задача система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
7 Отличие проектной задачи от проекта Проект Проектная задача для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
8 Итог решения проектной задачи реальный нематериальный «продукт» «продукт» (текст, схема макет, (качественное таблицы,графики и т.д.) изменение самого ребёнка)
9 Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
10 Основная педагогическая цель проектных задач. 1 – 4 классы 5 – 6 классы Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдений выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
11 Педагогические эффекты от проектных задач задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачам; учит способу проектирования через специально разработанные задания; даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
12 Способности формируемые в ходе решения проектных задач рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); ставить и удерживать цели; планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы- модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
13 Как устроена проектная задача? Где ее место в образовательном процессе? Как могут быть оценены результаты?
14 Основные этапы проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации Анализ ситуации (надо ли ее решать?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?). Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?). Оценка необходимости выполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?). Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?). Поиск средств, возможных путей решения перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?). Решение проблемы. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?). Представление полученного результата.
15 Признаки проектной задачи начинается с проблемы, которая представляет интерес для учащихся; имеет общий сюжет, описывающий реальную ситуацию из жизни; состоит из нескольких взаимосвязанных заданий, решение которых позволит справиться с заявленной проблемой; предполагает использование набора известных и открытия неизвестных детям способов действия; включает в себя определенные «шумы» - лишние данные, отвлекающие моменты, создающие препятствия для решения;. собирает в последнем задании всё то, что выполнила группа в предыдущих заданиях.
16 Структура проектной задачи Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Система заданий может требовать разных «стратегий». Местом сборки «продукта», оформление итогового результата является итоговое задание.
18 Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.
19 То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.