Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРоза Авлова
1 Педагогический Совет. Тема: «ФАКТОРЫ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ» ПЛАН. 1. Введение. Педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности (Фролова Л.Н.) 2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по Бойко) (Чернова Л.Г.). 3. Причины и профилактика выгорания (МО учителей математики). 4. Презентация «Высказывания великих людей о профилактике выгорания» (МО учителей начальных классов). 5. Советы молодым специалистам (профилактика конфликтов и решение конфликтных ситуаций, (МО учителей русского языка и литературы). 6. Релаксация и её роль в профилактике профессионального выгорания (МО учителей английского языка). 7. Практическая часть.
2 «…в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе». конец XIX века педагог и философ В. Розанов Материалы второго Всероссийского съезда учителей в 1915 году также освещали эту проблему. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «учащие» (так называли учителей) страдают от положения в обществе, уровня зарплаты, загруженности.
3 Почему? Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда педагога. Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Всему причина – рабочие стрессы. На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза, и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3–4% валового национального дохода
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
5 Что такое синдром выгорания? Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. Согласно классификации профессий по Е.А. Климову, профессиональная деятельность педагогов относится к типу «человек – человек». Представители этого типа профессий, как отмечает автор, имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разного возраста. Специалисты в области психологии труда отмечают, что представители профессий типа «человек – человек» более всего подвержены явлению профессиональной деформации, которые искажают конфигурацию личностного профиля специалиста и негативно сказываются на продуктивности труда.
6 По мнению Е.В. Руденского, у представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях 1. Общепедагогические деформации, характерные для работников, занимающихся педагогической деятельностью. Отмечаются у всех педагогов, хотя уровень выраженности данной деформации различен. 2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей со структурой педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогической профессии существуют три таких- коммуникатор; - организатор; - интеллигент (просветитель типологических комплекса: 3. Специфические или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Изменения личности учителя- предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент научности в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень – специфический. 4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.
7 «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания. Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, учениками, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Симптомы и фазы синдрома выгорания Межличностные последствия Установочные последствия выгорания Поведенческие последствия Психофизиологические последствия
8 Наиболее распространенные симптомы выгорания - постоянное чувство озабоченности по поводу работы; - чувство усталости и пустоты, связанное с ней; - раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения; - отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не к тому, что может приносить удовлетворение.
9 Профилактика выгорания педагогов 1. Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профилактике выгорания – расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. 2. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться с помощью общения в профессиональном клубе педагогов. В рамках клуба желательно проводить «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга – все это позволяет отключиться от профессиональных проблем, получить заряд бодрости. 3. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. 1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания. 2. Использование тайм-аутов, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. 4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. 5. Избегание ненужной конкуренции. 6. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники организаций в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. 7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.
10 Бодрое и веселое расположение духа – не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера. С. Смайлс
11 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.