Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 17 лет назад пользователемtevg
1 Национальные традиции в обучении декоративно-прикладному искусству на уроках обслуживающего труда Автор: Пискунова З.В., учитель обслуживающего труда школы 2, пгт Сафоново Мурманской области Автор: Пискунова З.В., учитель обслуживающего труда школы 2, пгт Сафоново Мурманской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 © © Пискунова З.В., Сафоново, Мурманская область, 2007 г.
2 АННОТАЦИЯ Декоративно-прикладное творчество – одно из направлений народной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством. Занятие декоративно-прикладным творчеством приобщает детей к национальной культуре, воспитывает эстетический вкус, художественное восприятие произведений. Декоративно-прикладное творчество – одно из направлений народной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством. Занятие декоративно-прикладным творчеством приобщает детей к национальной культуре, воспитывает эстетический вкус, художественное восприятие произведений.
3 ВОПРОСЫ ПРОЕКТА Основополагающий: Основополагающий: Почему надо сохранять традиции? Проблемные: Проблемные: 1. Как связаны цвет и символ в саамском орнаменте и поморской вышивке. 2. Каково влияние религии, быта на традиции народа? Учебные предметы: краеведение, ИЗО, МХК, обслуживающий труд Учебные предметы: краеведение, ИЗО, МХК, обслуживающий труд Участники: учащиеся классов. Участники: учащиеся классов.
4 Дидактические цели Знакомство с культурой и бытом жителей Кольского севера ( поморы, саамы); Знакомство с культурой и бытом жителей Кольского севера ( поморы, саамы); Формирование навыков вышивки бисером, украшающими швами, вязания спицами и крючком с использованием традиционных поморских орнаментов; Формирование навыков вышивки бисером, украшающими швами, вязания спицами и крючком с использованием традиционных поморских орнаментов; Практическая реализация знаний и умений в изделиях; Практическая реализация знаний и умений в изделиях; Воспитание патриотических чувств у обучающихся к своей малой Родине, Кольскому северу. Воспитание патриотических чувств у обучающихся к своей малой Родине, Кольскому северу.
5 Методические задачи Способствовать обеспечению оптимальных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка и оказанию помощи в развитии его способностей в духе народных традиций. Способствовать обеспечению оптимальных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка и оказанию помощи в развитии его способностей в духе народных традиций. Познакомить учащихся с символами и знаками саамского и поморского орнаментов; Познакомить учащихся с символами и знаками саамского и поморского орнаментов; Научить выполнять национальный саамский и поморский орнамент на изделиях (девичья перевязь, игольница, кошелек варежки, носки и т.д.); Научить выполнять национальный саамский и поморский орнамент на изделиях (девичья перевязь, игольница, кошелек варежки, носки и т.д.);
6 Возможные темы проектов и исследования учащихся 1. Веселый клубок. Носки с орнаментом. 2. Бисерные россыпи. 3. Рукавички для сестрички. 4. Поморская вышивка. 5. Поморское полотенце. 6. Традиционный поморский орнамент в варежках. 7. Саамская вышивка бисером. Результаты представления исследования: учебные проекты для защиты, участие в городских выставках по декоративно-прикладному творчеству, экзаменационные работы, презентации и буклеты.
7 ПОМОРСКАЯ ВЫШИВКА В ПОЛОТЕНЦАХ В русской культуре, традиционных обрядах полотенца имели особую роль: в полотенце входил в жизнь новорожденный, полотенцем соединяли венчавшихся молодоженов, на полотенцах опускали в могилу. В русской культуре, традиционных обрядах полотенца имели особую роль: в полотенце входил в жизнь новорожденный, полотенцем соединяли венчавшихся молодоженов, на полотенцах опускали в могилу.
8 Обереговая вышивка в одежде По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии. По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии.
9 Цвет и символы в вышивке. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст полотенца, нарядной рубахи или подзорника. Склонность к изображению сказочных птиц-пав не утратилась, так как они издавна являлись символами семейного счастья. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст полотенца, нарядной рубахи или подзорника. Склонность к изображению сказочных птиц-пав не утратилась, так как они издавна являлись символами семейного счастья.
10 Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.
11 Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.
12 Национальный саамский костюм Яркое зрелище представляет собой одежда саамов в дни Рождества, Колядок, живописные национальные наряды: сине – голубые длинные рубахи с красным орнаментом. Алые ленты различной ширины нашиты на плечи, грудь. Алыми полосами украшены полы одежды, обшлага, шапки. Яркое зрелище представляет собой одежда саамов в дни Рождества, Колядок, живописные национальные наряды: сине – голубые длинные рубахи с красным орнаментом. Алые ленты различной ширины нашиты на плечи, грудь. Алыми полосами украшены полы одежды, обшлага, шапки.
13 ШАМШУРА - ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СААМОВ Головы саамов, по его словам, украшали унизанные бисером назатыльники из красного сукна, Девушки носили шелковые повязки, на шее - бусы из красного бисера или недорогого местного жемчуга Головы саамов, по его словам, украшали унизанные бисером назатыльники из красного сукна, Девушки носили шелковые повязки, на шее - бусы из красного бисера или недорогого местного жемчуга
14 В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого. В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
15 Экспонаты музея- хорошая основа для выполнения оригинальных творческих проектов учащихся ( койбицы, девичья перевязь, игольницы)
16 Использованная литература 1. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.- Мурманск: МГПИ, Журнал «Школа и производство» 4, 2003, 2, Материалы методической темы. 4. Материалы творческих проектов учащихся. 5. Фото экспонатов Мурманского краеведческого музея, фотографии творческих и экзаменационных работ учащихся. 6. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.