Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВера Рощупкина
1 Организация профилактики употребления пав в образовательном учреждении
2 Региональная политика профилактики злоупотребления ПАВ Постановление правительства Белгородской области от 14 февраля 2011 г. n 61-пп «О реализации стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на территории Белгородской области» Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики белгородской области от 25 апреля 2011 года 1132 «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ образовательными учреждениями области» Постановление правительства Белгородской области от 25 апреля 2011 года 157-пп «О мерах по организации противодействия распространению курительных смесей на территории Белгородской области»
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. 373; Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373» Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно- транспортного травматизма;
4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. 1897; Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на: формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
5 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106
6 Требования включают 1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников; 3) рациональная организация образовательного процесса; 4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы в образовательном учреждении; 5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; 6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; 7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
7 Психолого-педагогические условия реализации ООП Уровни психолого-педагогического сопровождения ИндивидуальноеГрупповоеНа уровне классаНа уровне ОУ Развивающая работа Профилактика Просвещение Коррекционная работа Консультирование диагностика Экспертиза сохранение и укрепление психологического здоровья формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни Развития экологической культуры Дифференциация и индивидуализация обучения мониторинг возможностей и способностей обучающихся Выявление и поддержка одаренных детей психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и Ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде с верстников поддержка детских объединений и ученического самоуправления выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями Основные формы сопровождения Основные направления П-П сопровождения
8 Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06
9 ПАВ химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества и другие средства и вещества).
10 Наркотики ПАВ, включенные в официальный список наркотических средств Федеральный закон от 8 января 1998 г. 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
11 Употребление психоактивных веществ первичная проба, экспериментирование с приемом отдельных средств (наркотики, алкоголь, никотиносодержащие вещества) с целью изменения психического состояния, неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские, психологические и социальные последствия.
12 Профилактика употребления психоактивных веществ комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ.
13 Образовательная среда система факторов, обеспечивающих образование человека в конкретных социокультурных условиях
14 Цели и задачи Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетни ми и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе Цель профилактики в образовательной среде - развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
15 Целевые группы (субъекты) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде обучающиеся, воспитанники, родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи
16 Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики; мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений; исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
17 Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников: –личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики; –социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; –этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
18 Объекты профилактики в образовательной среде обучающиеся, воспитанники, условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия
19 Задание 1.Перечислите причины употребления ПАВ обучающимися (Мозговой штурм) 2.Отметьте социальные факторы и условия (С) 3.Отметьте личностные характеристики (Л) 4.Подчеркните причины влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия
20 социальные факторы и условиям доступность ПАВ, связанная с низкой эффективностью контроля за распространением ПАВ; либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.); недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы); социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей).
21 личностные характеристики обучающихся воспитанников образовательных учреждений представление о себе и отношение к окружающему миру; стрессоустойчивость и социально психологическая адаптивность; представление об аспектах употребления ПАВ.
22 Направления, виды и стратегии профилактики снижение спроса снижение предложения ПРОФИЛАКТИКА первичнаявторичнаятретичная запрет сдерживание
23 Задание Нарисуйте портрет объекта профилактики 1 гр. Первичной. 2 гр. Вторичной
24 Группа риска злоупотребления психоактивными веществами группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости.
25 Группа риска - самостоятельным объектом профилактики лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно- психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.
26 принципы организации профилактической работы в образовательной среде системности стратегической целостности многоаспектности профилактики ситуационной адекватности профилактической деятельности динамичности эффективного использования ресурсов участников профилактики легитимности
27 Структура организации профилактической деятельности в образовательной среде Антинаркотическая комиссия
28 Условия взаимодействия разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы)
29 Вопрос: Определите уровень реализации профилактических задач в ОУ? Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании. Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики
30 Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
31 Социальные технологии Информационно-просветительское направление Социально-поддерживающее направление Организационно-досуговое направление
32 Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
33 Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
34 Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.
35 Педагогическая профилактика формирование у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения; формирование у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
36 Направления педагогической профилактики непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств; создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации. Задание: Определите технологии и формы организации воздействия на целевые группы по каждому направлению педагогической профилактики
37 превентивные технологии и формы интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы тренинговые занятия воспитательная внеурочная работа индивидуальная работа с обучающимися, воспитанниками разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей) ролевые игры дискуссии
38 Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде Оценка организации процесса профилактики оценка результатов профилактики выявляется степень его соответствия положениям Концепции, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: -наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; -наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; -изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ
39 Индикаторы профилактической деятельности скоординированность действий всех субъектов профилактики, число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной сред частота распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с риском употребления ПАВ.
40 Индикаторы профилактической деятельности Оценка актуальной социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, оценка затрат, необходимых для реализации профилактических мер
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.