Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНина Тулупова
1 Системно-деятельностный подход в обучении обществознания Выступление по теме самообразования на методическом объединении учителей общественных наук учитель обществознания МОУ Долгодеревенская СОШ Кремзюк Т.А год
2 Китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
3 Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется системно - деятельностным.
4 Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г.. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
5 Чему должен научиться ребенок? Японская пословица «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни»
6 Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.
7 Дидактические принципы: деятельности непрерывности целостности минимакса комфортности вариативности творчества
8 -Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности. -Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне -Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
9 -Принцип вариативности предполагает способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. -Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса -Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о себе, -Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения
10 Проблемы: снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера, сказывается переход к тестовой форме итоговой аттестации, в Интернете ученикам предлагают шпаргалки и рефераты, убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию, учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации.
11 Обучение в школе должно осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке, выбор ими источников информации, освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками, самоанализ школьниками результатов работы, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.
12 Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
13 Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы: А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть; В) какие методы и средства обучения выбрать; Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков. Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.
14 Системно – деятельностный подход в воспитании: Проектная деятельность Деловые игры Коллективные творческие дела
15 Особенности в организации учебного процесса - Моделирование реальных ситуаций общения. -Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. -Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. -Формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, -Умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, - умение проводить параллель истории с современностью.
16 Организация внеурочной деятельности Разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества.
17 Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
18 Литература - Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. - Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе /527236/ - Интернет-ресурсы: 1. www. vgf.ru /527236/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.