Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталья Силуянова
1 Формирование и оценка ключевых компетентностей учащихся на психологическом тренинге Педагог-психолог МОУ «Гимназия» Жаркова Ирина Валерьевна Ноябрь, 2010г.
2 Существует семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая,ценностно-смысловая, общекультурная,общекультурная, учебно-познавательная,учебно-познавательная, информационная,информационная, коммуникативная,коммуникативная, социально-трудовая,социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.компетенция личностного самосовершенствования.
3 Цели тренинга: Развития коммуникативной компетентностиРазвития коммуникативной компетентности Развитие личностиРазвитие личности Выделяют и ряд других целей: а)повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;а)повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; б)формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;б)формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение уровня психологической культуры.в) повышение уровня психологической культуры.
4 Методы групповой тренинговой и психотерапевтической работы мозговой штурм,мозговой штурм, групповая дискуссия,групповая дискуссия, ролевая игра,ролевая игра, психогимнастика,психогимнастика, проективный рисунокпроективный рисунок музыкотерапиямузыкотерапия
5 Метод «Мозговой штурм» как средство формирования учебно-познавательной компетентности Учащиеся совместно систематизируют имеющийся у них опыт или решают проблему через индивидуальные соображения и обобщения.Учащиеся совместно систематизируют имеющийся у них опыт или решают проблему через индивидуальные соображения и обобщения. Применяю на различных этапах тренингаПрименяю на различных этапах тренинга Например: в первой части «Коммуникативного тренинга» помогает актуализировать знания учащихся об общении: что такое общение, какие существуют виды общения.Например: в первой части «Коммуникативного тренинга» помогает актуализировать знания учащихся об общении: что такое общение, какие существуют виды общения.
6 Кооперативное обучение как средство формирования коммуникативной компетентности При организации деятельности методом кооперативного обучения работа строится поэтапно: 1. Группа делится на малые группы (мини-группы) по 5-6 человек (число человек в группе может быть меньше, но желательно не больше 5-6). 2. Каждой мини-группе дается конкретное задание, или вы просите ее участников совместно решить какую-либо проблему. 3. Полезно после работы в мини-группе отрефлексировать состояние учащихся, задавая примерно такие вопросы: Вам легко было работать в группе?Вам легко было работать в группе? Вы сразу начали слаженно работать?Вы сразу начали слаженно работать? Вы ссорились или помогали друг другу?Вы ссорились или помогали друг другу? Что вам мешало?Что вам мешало? Что помогало?Что помогало? Рефлексия такого рода помогает целенаправленно формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
7 Ролевое моделирование как средство формирования ценностно-смысловой, общекультурной компетенций, а также компетенции личностного самосовершенствования - это моделирование ситуаций. Ролевая игра может рассматриваться как метод групповой психокоррекции, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой человека.- это моделирование ситуаций. Ролевая игра может рассматриваться как метод групповой психокоррекции, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой человека. Участники тренинга получают роли, разыгрывают ситуацию по готовому сценарию или придумывают свой тип поведения.Участники тренинга получают роли, разыгрывают ситуацию по готовому сценарию или придумывают свой тип поведения. Ролевые игры могут включать в себя разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т. д.); связанных с межличностными взаимодействием в группе (отношения с членами группы, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа и пр.).Ролевые игры могут включать в себя разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т. д.); связанных с межличностными взаимодействием в группе (отношения с членами группы, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа и пр.). После демонстрации проходит обсуждение увиденного. «Актеры» проводят рефлексию своего состояния. Тренер помогает, задавая вопросы: «Что ты почувствовал, когда получил эту роль? Что ты чувствовал в момент игры?».После демонстрации проходит обсуждение увиденного. «Актеры» проводят рефлексию своего состояния. Тренер помогает, задавая вопросы: «Что ты почувствовал, когда получил эту роль? Что ты чувствовал в момент игры?».
8 Пример из тренинга развития уверенности (для учащихся 9-10 классов): упражнение на распознавание способа группового давления участникам предлагается разделиться на пять команд, обсудить и разыграть предложенную ситуацию. Задача всей группы определить, какие виды группового давления использовались.участникам предлагается разделиться на пять команд, обсудить и разыграть предложенную ситуацию. Задача всей группы определить, какие виды группового давления использовались. Ситуации для разыгрывания вСитуации для разыгрывания в подгруппах: ребята предлагают однокласснику прогулять урок. От каждой группы один человекОт каждой группы один человек зачитывает придуманную ситуацию предложенного вида группового давления.
9 Компетенция личностного самосовершенствования Наблюдая происходящие в группеНаблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его «Я - концепции».Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его «Я - концепции». Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе. Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.
10 Информационная компетентность Информационная компетентность личности включает навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности и определяет уровень информационной культуры человека, которая формируется на основе информационной грамотности и понимается как культура создания, переработки, хранения, поиска, потребления информации и осознание своего места в инфосфере.Информационная компетентность личности включает навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности и определяет уровень информационной культуры человека, которая формируется на основе информационной грамотности и понимается как культура создания, переработки, хранения, поиска, потребления информации и осознание своего места в инфосфере.
11 Тренинг как средство развития ключевых компетентностей учащихся Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно выделить стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга: В первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оцениванияВ первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания Другой блок изменений касаетсяДругой блок изменений касается социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения
12 Эффективность тренинга: Динамика изменения поведения участников тренинга происходит в два этапа: –Этап овладения (участники узнают, как решается поведенческая задача и пробуют решить ее совместно с ведущим); –Этап присвоения (участники трансформируют свое поведение под воздействием нового знания и могут самостоятельно решать поставленные задачи).
13 Спасибо за внимание! Педагог-психолог МОУ «Гимназия» Жаркова Ирина Валерьевна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.