Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕгор Ларюшин
1 Зачетно-модульная система обучения как вариант организации учебного процесса в средней школе Методический кабинет МБОУ СОШ 13 (по материалам
2 Аргументы в пользу введения, использования Возможная модель, условие реализации профильного обучения на средней ступени Возможная модель, условие реализации профильного обучения на средней ступени Возможность реализации права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану. Гибкость, адаптивность системы. Расширение «управляемой академической самостоятельности» учащихся, а, следовательно, развитие их самостоятельности, самоорганизации и саморегуляции. Возможность реализации права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану. Гибкость, адаптивность системы. Расширение «управляемой академической самостоятельности» учащихся, а, следовательно, развитие их самостоятельности, самоорганизации и саморегуляции. Реализация преемственности высшей и средней школы Реализация преемственности высшей и средней школы Вариант оптимизации системы оценки качества общего образования Вариант оптимизации системы оценки качества общего образования
3 Необходимые изменения Изменения в структуре содержания учебного материала и формах его представления Изменения в структуре содержания учебного материала и формах его представления Изменения в организации образовательного процесса Изменения в организации образовательного процесса Изменение стереотипов в оценке качества образования в текущем и итоговом контроле результатов Изменение стереотипов в оценке качества образования в текущем и итоговом контроле результатов
4 Затруднения Отсутствие готовых унифицированных образцов, технологий разработки учебных модулей и методик соответствующего учебного процесса (необходимость всю методику разрабатывать самостоятельно) Отсутствие готовых унифицированных образцов, технологий разработки учебных модулей и методик соответствующего учебного процесса (необходимость всю методику разрабатывать самостоятельно) Противоречие между модульным построением содержания учебного курса и требованием полноты и системности содержания в зависимости от конкретного временного периода обучения на территории государства (которое перестает быть таковым если за основу системности взять системность результатов обучения) Противоречие между модульным построением содержания учебного курса и требованием полноты и системности содержания в зависимости от конкретного временного периода обучения на территории государства (которое перестает быть таковым если за основу системности взять системность результатов обучения)
5 Этапы подготовки педагога к введению зачетно-модульной системы Определение учебных целей Определение учебных целей Диагностический анализ и предварительная оценка способностей и возможностей учащихся Диагностический анализ и предварительная оценка способностей и возможностей учащихся Последовательное расположение материала курса по модулям. Выделение инвариантных (обязательных для всех) и вариативных (определяемых по выбору учащихся) модулей или их частей (по уровню сложности) Последовательное расположение материала курса по модулям. Выделение инвариантных (обязательных для всех) и вариативных (определяемых по выбору учащихся) модулей или их частей (по уровню сложности) Определение критериев оценки результатов, достигнутых учащимися, в соответствии с приоритетами развития его самостоятельности, индивидуальных возможностей и способностей Определение критериев оценки результатов, достигнутых учащимися, в соответствии с приоритетами развития его самостоятельности, индивидуальных возможностей и способностей
6 Модульное построение содержания обучения Модуль – часть содержания обучения, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала (от 2 до 20 и более часов учебного времени) Модуль – часть содержания обучения, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала (от 2 до 20 и более часов учебного времени) Включает: Включает: –законченную единицу учебной программы; –систему дидактических целей; –методические рекомендации (руководство), обеспечивающие их достижение
7 Обеспечивается Выбор пути организации процесса обучения, наиболее подходящего ученику Выбор пути организации процесса обучения, наиболее подходящего ученику Определение учеником необходимого для него уровня усвоения учебного материала Определение учеником необходимого для него уровня усвоения учебного материала
8 Необходимое условие – готовность ученика к самостоятельной работе при готовности педагога обеспечивать педагогическое сопровождение. Нужен договор!!!
9 Педагогическое сопровождение При отборе содержания модуля При отборе содержания модуля При использовании технических средств обучения При использовании технических средств обучения При организации консультирования собственного и на уровне ученик- ученик При организации консультирования собственного и на уровне ученик- ученик Устный контроль осознания целей обучения и текущих результатов Устный контроль осознания целей обучения и текущих результатов
10 Этапы методической работы по подготовке модулей анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в модульном варианте; анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в модульном варианте; постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей; постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей; разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям учащихся; разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям учащихся; экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания модулей. экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания модулей.
11 Принципы организации зачетно-модульного обучения ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активности; ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активности; максимально эффективное использование учебного времени, затрачиваемое обучаемыми, за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационных технологий в обучении; максимально эффективное использование учебного времени, затрачиваемое обучаемыми, за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационных технологий в обучении; изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики; изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики; ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений; ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений; систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений; систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений; обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.
12 Рейтинговая система оценки 1) проектируются все виды деятельности обучающихся и определяются формы и методы обучения; 1) проектируются все виды деятельности обучающихся и определяются формы и методы обучения; 2) весь курс разбивается на несколько модулей; 2) весь курс разбивается на несколько модулей; 3) для каждого модуля выделяются основные понятия и законы учебного курса, а также ведущие знания и умения, которые должны сформировать этот курс; 3) для каждого модуля выделяются основные понятия и законы учебного курса, а также ведущие знания и умения, которые должны сформировать этот курс; 4) создается методическое обеспечение - банк задач, контрольных вопросов, программированных и творческих заданий, рассчитанных на разный уровень усвоения и деятельности; 4) создается методическое обеспечение - банк задач, контрольных вопросов, программированных и творческих заданий, рассчитанных на разный уровень усвоения и деятельности; 5) создаются условия для самостоятельной систематической работы; определяются виды самостоятельной работы и критерии оценки всех видов учебной деятельности. 5) создаются условия для самостоятельной систематической работы; определяются виды самостоятельной работы и критерии оценки всех видов учебной деятельности.
13 Позитивные стороны использования 1) Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности. 1) Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности. 2) У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки. 2) У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки. 3) Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний. 3) Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний. 4) Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки. 4) Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки. 5) Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися. 5) Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися. 6) В значительной мере обеспечивается снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов. 6) В значительной мере обеспечивается снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов. 7) При сетевой организации обучения появляется возможность быстро «войти в структуру» изучаемого курса практически в любой ее части и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств. 7) При сетевой организации обучения появляется возможность быстро «войти в структуру» изучаемого курса практически в любой ее части и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств. 8) Модульное построение содержания обучения и рейтинговая оценка его усвоения позволяют определить индивидуальный темп изучения материала, а заранее известные требования к качеству изучения каждого модуля позволяют выбрать уровень и ориентироваться на конечный результат обучения. 8) Модульное построение содержания обучения и рейтинговая оценка его усвоения позволяют определить индивидуальный темп изучения материала, а заранее известные требования к качеству изучения каждого модуля позволяют выбрать уровень и ориентироваться на конечный результат обучения.
14 Негативные стороны использования 1) Теряется системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников это серьезная проблема. 1) Теряется системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников это серьезная проблема. 2) Модули и балловая оценка их усвоения часто выделяются на основе субъективного фактора позиции отдельного преподавателя. Это касается и создания измерителей. 2) Модули и балловая оценка их усвоения часто выделяются на основе субъективного фактора позиции отдельного преподавателя. Это касается и создания измерителей. 3) Действующий стандарт здесь непосредственно помочь не сможет, так как определяет только итоговые результаты обучения. 3) Действующий стандарт здесь непосредственно помочь не сможет, так как определяет только итоговые результаты обучения. 4) Система достигнет максимального эффекта лишь в случае введения единого рейтингового контроля. 4) Система достигнет максимального эффекта лишь в случае введения единого рейтингового контроля. 5) Возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов. 5) Возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.