Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОльга Еранцева
1 Районное методическое объединение социальных педагогов ОУ «Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребенком» 31 марта 2011 год
2 Под жестоким обращением понимают любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. Термин «жестокое обращение с детьми» как правовое понятие в отечественном законодательстве впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав. Что такое жестокое обращение?
3 Законодательные акты: Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст ); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст ). Семейный кодекс РФ гарантирует: право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77). Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).
4 Формы жестокого обращения физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью) психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью) сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие) пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие)
5 Физическое насилие физическим насилием является умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке. Признаки перенесенного насилия: Тревога в общении; испытывает чувство вины; проявление крайних форм поведения; агрессивность; нежелание общаться; боится родителей; боится идти домой; жалуется, что родители бьют; имеет низкую самооценку; пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.
6 Психическое насилие Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации. Признаки перенесенного насилия: Отставание в физическом развитии; недостатки в речевом развитии, развитии памяти, внимании, восприятии, мышления, моторики; ведет себя слишком активно, мешая другим; характерны навязчивые идеи; истерические реакции или наоборот, невключенность, заторможенность, отрешенность;
7 Сексуальное насилие Под сексуальным насилием понимают вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью угроз или путем злоупотреблением доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка. С позиции ответственности взрослого за свое поведение под сексуальным злоупотреблением следует понимать любые действия, совершаемые взрослым с ребенком, которые направлены на получение взрослым сексуального удовлетворения. Признаки перенесенного насилия: Трудности при ходьбе; жалобы на боль в животе; синяки; проявление излишней сексуальной активности; жалобы взрослым на сексуальные посягательства; избегает общения и агрессивно ведет себя; боязнь остаться наедине с кем-то; причиняет себе физическую боль.
8 Пренебрежение основными нуждами Под пренебрежением основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Признаки перенесенного насилия: Истощенное, худое тело; живот большой, вздутый; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого; в эмоциональной сфере: растерянность, беспокойство, сниженный эмоциональный фон, депрессии, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
9 Социальному педагогу необходимо обратиться: 1.за содействием к психологу; 2.инспектору по делам несовершеннолетних; 3.медицинскому работнику; 4.отдел по делам семьи и детей; 5.отдел опеки и попечительства; 6.крайней формой является обращение с суд.
10 Презентацию подготовил социальный педагог ЦПМСС – Терехова Н.В.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.