Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДарья Строганова
1 Семинар «Азбука здоровья: предупреждение профессиональных деформаций, профилактика эмоционального выгорания»
2 План семинара: 1. Профессиональные деформации 2. Советы 3. Учитель и стресс 4. Диагностика 5. Рекомендации 6. Синдром эмоционального выгорания 7. Диагностика СЭВ 8. Советы
3 Деформация личности – это изменения, нарушающие её целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования Деформация личности – это изменения, нарушающие её целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования
4 Уровни профессиональной деформации Общепедагогические деформации Сходные изменения личности у всех педагогов (назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность, отсутствие гибкости и т.п.) Сходные изменения личности у всех педагогов (назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность, отсутствие гибкости и т.п.) Типологические деформации Слияние личностных особенностей с воздействиями профессиональной деятельности (приводит к заострению черт личности до уровня акцентуированности) Слияние личностных особенностей с воздействиями профессиональной деятельности (приводит к заострению черт личности до уровня акцентуированности)
5 Советы, помогающие избежать личностной деформации Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно. Не оказывайте слишком большого влияния на своих детей. Не оказывайте слишком большого влияния на своих детей. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Используйте возможность выступить с речью. Следите за фигурой. Следите за фигурой. Маленькие радости в ваших руках. Маленькие радости в ваших руках. Не забывайте, что вы красивы. Не забывайте, что вы красивы.
6 Учитель и стрессы
7 Вопросник «Стресс – коронарный» ли вы тип?» Ответы «Да» или «Нет». 1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)? 2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела ещё завершены? 3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо ещё способом ускорить беседу? 4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей? 5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе? 6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?
8 Вопросник «Стресс – коронарный» ли вы тип?» 7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т.е. обладать чем-либо или испытывать себя)? 8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)? 9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей? 10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения? 11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат, нежели удовольствие от процесса? 12. Трудно ли вам посмеяться над собой? 13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий или обязанностей? 14.Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нём? 15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?
9 Оценка результатов Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «Стресс-коронарного типа». Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов.
10 Учитель и стрессы (приёмы снятия стресса) Задержка дыхания на вдохе Задержка дыхания на вдохе Сильно сжать руки в кулаки Сильно сжать руки в кулаки Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации. Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации. Медленно, с удовольствием потянуться. Медленно, с удовольствием потянуться. Эмоционально-голосовые психотехники. Эмоционально-голосовые психотехники.
11 Учитель и стрессы (рекомендации) Отношение к юмору. Отношение к юмору. Расширение горизонтов. Расширение горизонтов. Лучшее понимание других людей. Лучшее понимание других людей. Более активная передача полномочий. Более активная передача полномочий. Уменьшение нагрузок в течение дня. Уменьшение нагрузок в течение дня. Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Большая терпимость по отношению к себе и окружающим.
12 Профилактика эмоционального выгорания
13 Синдромэмоциональноговыгорания (СЭВ) (СЭВ)
14 Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко Инструкция: Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете. Инструкция: Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.
15 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место). 2. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место). 3. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). 3. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). 4. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь. 4. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь. 5. Моя работа притупляет эмоции. 5. Моя работа притупляет эмоции. 6. Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой. 6. Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой. 7. Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность. 7. Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность. 8. Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение. 9. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 9. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 10. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 10. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
16 11. Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной. 11. Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной. 12. У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все. 12. У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все. 13. Я очень переживаю за свою работу. 13. Я очень переживаю за свою работу. 14. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 14. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 15. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 15. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 16. Последнее время меня преследуют неудачи на работе. 16. Последнее время меня преследуют неудачи на работе. 17. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 17. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 18. На работе я испытываю постоянные физические или психологические нагрузки. 18. На работе я испытываю постоянные физические или психологические нагрузки. 19. Я часто работаю через силу. 19. Я часто работаю через силу. 20. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился 20. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился
17 Оценка результатов: Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл). Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).Уровни: баллов - высокий уровень эмоционального выгорания; баллов - высокий уровень эмоционального выгорания; 13-7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания; 13-7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания; 6-0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания. 6-0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания.
18 Признаки СЭВ: Повышенная раздражительность Повышенная раздражительность Ощущение, что дома нечем заняться Ощущение, что дома нечем заняться Нежелание встречаться с друзьями, если общение не связано с профессией Нежелание встречаться с друзьями, если общение не связано с профессией Склонность к уединению, а потом и нелюдимость Склонность к уединению, а потом и нелюдимость Ухудшение отношений с коллегами, родственниками Ухудшение отношений с коллегами, родственниками Утрата чувства юмора Утрата чувства юмора Нарушение сна Нарушение сна
19 Группа риска: Самолюбивые, стремящиеся быть лучше других. Самолюбивые, стремящиеся быть лучше других. Они хотят быть победителями во всем во что бы то ни стало. Они хотят быть победителями во всем во что бы то ни стало. Предъявляющие к себе непомерно высокие требовании. Предъявляющие к себе непомерно высокие требовании. Такие люди ассоциируют свой труд с предназначением, миссией. Такие люди ассоциируют свой труд с предназначением, миссией. Излишне эмоциональные и впечатлительные. Излишне эмоциональные и впечатлительные. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением.
20 Советы: Старайтесь обдуманно распределить все свои нагрузки. Определяйте реальные цели. Четко разграничивайте профессиональную деятельность и личную жизнь. Старайтесь обдуманно распределить все свои нагрузки. Определяйте реальные цели. Четко разграничивайте профессиональную деятельность и личную жизнь. Во время выходных, праздников, а тем более в отпуске старайтесь полностью отрешиться от работы. Во время выходных, праздников, а тем более в отпуске старайтесь полностью отрешиться от работы. Занимайтесь спортом: во время физических упражнений мозг полноценно отдыхает. Занимайтесь спортом: во время физических упражнений мозг полноценно отдыхает. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе. Проще относитесь к конфликтам на работе. Как ни странно это звучит, не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Как ни странно это звучит, не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.