Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександра Яшкина
1 Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи
2 1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам
3 Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Что делает? Какой?
5 Самостоятельное дополнение ребёнком тематического ряда, начатого обследующим Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п. Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п.
6 Инструкция: «Назови, кто это или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает…» (можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, и т.п.) или Инструкция: «Как называется помещение где читают, выдают и обменивают книги?
7 2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов
8 « Антонимы – это слова, имеющие в своём значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистичеких терминов., с.50)
9 Характер ошибок при подборе антонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Формы слова-стимула (говорить – говорит) Формы слова-стимула (говорить – говорит)
10 (продолжение) Слова, связанные синтагматическими связями со словами- стимулами (поднимать – выше) Слова, связанные синтагматическими связями со словами- стимулами (поднимать – выше) Синонимы (брать –забирать) Синонимы (брать –забирать)
11 Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С.Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.
12 Характер ошибок при подборе синонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта)
13 (продолжение) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно)
14 Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый; глаголы – радоваться, выигрывать.
15 Приём подбора синонимов Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый; глаголы – радоваться, выигрывать.
16 3. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов
17 Инструкция: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?
18 Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым
19 4. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности
20 Инструкция: «Составь предложение по картинке»
23 Взрослый: «Добавь к неоконченному предложению одно-два слова» («С тех пор прошло несколько…») Взрослый: «Закончи предложение словом, подходящим по смыслу» Например: Стало…. Сирень начала… (слова для выбора: расцветать, рассветать)
24 Взрослый: «На вершину горы можно…, а из класса… (слова для выбора: взойти, выйти). «Из лесной чащи выбрался на поляну… медведь (огромный, неповоротливый, неуклюжий, добродушный). Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет)
25 5. Подбор ассоциативных слов
26 Инструкция: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? или Что делает предмет?»
27 Обследование понимания и употребления ребёнком многозначности слов Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук). Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук). Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и …. Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - …. Лес бывает редкий и ….) Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и …. Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - …. Лес бывает редкий и ….)
28 Обработка результатов обследования Примерная схема протокола протоколаприёма Обозначе- ние приёмаПеречень Предъяв- ленного материалаОтветыребёнкаПримечание Наблюдение за реакцией ребёнка (поиск слова; время,затраченное на подготовку ответа и др.)
29 Анализ результатов Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту. Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.