Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Фокин
1 Организация научно- исследовательской работы школьников методический семинар 1 октября 2007 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 г. Балабаново»
2 Общие требования к исследовательской деятельности Общие требования к исследовательской деятельности * Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. *Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. * Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.
3 Требования к процессу исследования Требования к процессу исследования Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.
4 Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен: Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
5 Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения). Как правило, проблемы, которые школьники считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин. Таким образом, при организации исследовательской деятельности может потребоваться пересмотр расписания (в большей степени это относится к использованию исследовательского подхода в обучении на третьей ступени школы).
10 Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению
12 Организация ученического научного общества
13 1.Лекторское бюро. Цель - подготовка популярных лекций по вопросам: Цель - подготовка популярных лекций по вопросам: 1) новейшие достижения науки и техники; 1) новейшие достижения науки и техники; 2) история науки; 2) история науки; 3) деятели науки; 3) деятели науки; 4) загадки и тайны науки; 4) загадки и тайны науки; 5) и другие (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы). 5) и другие (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы).
14 2.Теоретический отдел. Цель - углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой. Цель - углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой. Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции (заседании совета УНО, неделе/декаде по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика-химия, астрономия- биология, химия-астрономия, физика-биология, математика-информатика, литература-история и другие сочетания). Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции (заседании совета УНО, неделе/декаде по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика-химия, астрономия- биология, химия-астрономия, физика-биология, математика-информатика, литература-история и другие сочетания). Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности). Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности).
15 Рекомендации для «теоретиков» можно давать в виде «рецептов научного поиска». Рецепт 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи. Рецепт 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи. Рецепт 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики. Рецепт 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики. Рецепт 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики. Рецепт 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики. Рецепт 4 и др. …(могут возникнуть при совместном обсуждении на секции). Рецепт 4 и др. …(могут возникнуть при совместном обсуждении на секции).
16 3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ). Основная задача - систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменательными датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателей, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.). Основная задача - систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменательными датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателей, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.). Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: «Наука и жизнь», «Квант», «GEO», «Природа» и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно). Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: «Наука и жизнь», «Квант», «GEO», «Природа» и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно). О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде, по школьному радио, в устных журналах. О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде, по школьному радио, в устных журналах.
17 4. Библиографический отдел. Задача отдела - популяризация среди школьников научно-популярной и научно- фантастической литературы. Задача отдела - популяризация среди школьников научно-популярной и научно- фантастической литературы. Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (районной, городской) библиотеке и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок. Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (районной, городской) библиотеке и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок.
18 5.Секция смекалистых («Думающая группа»). Задача секции - объединить любителей решать нестандартные и трудные задачи. Работа членов секции заключается в подборе нестандартных и трудных задач, подготовке школьников к интеллектуальным марафонам, предметным неделям и другим внеклассным мероприятиям по предметам.
19 6.Ученическое конструкторское бюро - УКБ. Задачи секции - поддержание школьного оборудования в рабочем состоянии. Задачи секции - поддержание школьного оборудования в рабочем состоянии. Работа членов секции заключается в изготовлении и ремонте приборов, приспособлений, установок, а также в выполнении заказов других секций УНО для проведения вечеров, выставок, олимпиад и т.д. Работа членов секции заключается в изготовлении и ремонте приборов, приспособлений, установок, а также в выполнении заказов других секций УНО для проведения вечеров, выставок, олимпиад и т.д. Руководителем секции могут быть кто-либо из учителей предметов естественнонаучного цикла или технологии, технических работников, инженеров, родителей. Руководителем секции могут быть кто-либо из учителей предметов естественнонаучного цикла или технологии, технических работников, инженеров, родителей.
20 7.Секция администраторов. Задача секции - подготовка к проведению экскурсий, вечеров, выставок, конференций, встреч в рамках работы УНО. Задача секции - подготовка к проведению экскурсий, вечеров, выставок, конференций, встреч в рамках работы УНО. Члены секции фактически координируют всю работу УНО, являются первыми помощниками учителей-предметников и могут их заменить при подготовке и проведении репетиций по плану мероприятий УНО. Члены секции фактически координируют всю работу УНО, являются первыми помощниками учителей-предметников и могут их заменить при подготовке и проведении репетиций по плану мероприятий УНО.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.