Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентина Федяшкина
1 Методическое объединение естественно- географического цикла ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ в развивающем обучении
2 ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ в развивающем обучении Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной дея тельности учащихся (право- и левополушарные). Особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности, слагающие целое, осуществлять поиск об щей картины и смысла явления и для которых основной метод познания дедуктивный (от общего к частному). Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации. Для обучения школьников с правополушарным типом познавательной деятельности была создана система развивающего обучения В. В. Давыдова. Ее применение в курсе химии разработано О. С. Габриеляном, С. Т, Сатбалдиной.
3 Сущность развивающего обучения как технологии и системы обучения2 также можно представить в виде ЛСМ (рис. 1 и 2). Рассмотрим один из аспектов применения ЛСМ. В 8-м классе при изучении оксидов ЛСМ могут быть использованы для иллю страции философских категорий «сущность», «особенное», «единичное», лежащих в основе системы развивающего обучения. На этапе обобщенной модели способа познания оксидов учитель совместно со школьниками составляет ЛСМ «Портрет оксида», проектируя способы познания этих веществ по шести осям: состав, строение, физические свойства, химические свойства, получение, применение. При этом он опирается на имеющиеся знания учащихся, заполняя оси 1-3 и оставляя оси 4- 6 свободными для дальнейшей работы. Таким образом, к концу изучения химии в 8-м классе, после накопления у школьников соответствующих знаний ЛСМ «Портрет оксида» будет выгля деть, как показано на рис. 3 Категорию «особенное» на данном этапе познания иллюстрируют рис. 4 и 5, где приведены логико-смысловые модели основных и кислотных оксидов. На данных моделях оси 4 и 5 уже заполнены. Категория «единичное» может быть представлена ЛСМ конкретных оксидов - оксида кальция (негашеной извести) и оксида углерода (IV). На этих схемах необходимо указать свойства данных веществ (tпл(СаО) = 2500 °С; tсуб(СО2) = -78 °С; качественная реакция на углекислый газ помутнение известковой воды и т. д.). При изучении химии в 9-11-х классах учащиеся возвращаются к построенным ЛСМ и заполняют свободные точки на осях новой информацией. Такая организация процесса обучения повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Кроме развивающего обучения ЛСМ можно использовать и в других системах обучения: коллективной (КСО), адаптивной (АСО), педагогических мастерских (ПМ), модульном обучении (МО).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.