Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГалина Баранова
1 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2 Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет. А.А.Каспржак
3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Неотъемлемая часть достижения качества образования Инструмент реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы
4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ОБЩИЕ РАМКИ РАЗРАБОТКИ Понимание стандарта как «общественного договора» множественность адресатов; разделение прав и ответственности между ними дифференциация образовательного процесса (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ) индивидуализация обучения педагогика сотрудничества вариативность 4
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНИВАНИЯ Оценка образовательных достижений учащихся Оценка эффективности деятельности ОУ Оценка состояния и тенденций развития системы образования
6 СИСТЕМА ОЦЕНКИ Система оценки Внутренняя оценка (осуществляется самой школой) Внешняя оценка(осуществ- ляется внешними службами)
7 Информационные потоки о результатах оценки Образовательные результаты обучающихся ИНФОРМАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ Итоговая оценка Аттестация Иные процедуры
8 Структура образовательных результатов в сфере образования Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образования, которые определяют способность личности к решению значимых для нее познавательных и практических задач.
9 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Понимание основного результата начального образования: предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции 9
10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: адресаты и направленность Планируемые результаты – профессиональный документ, адресованный в первую очередь учителю Планируемые результаты ориентируют учителя: в ожидаемых учебных достижениях (с указанием возможного их диапазона) в составе и объеме изучаемого учебного материала (структурированного в привычной логике основных разделов учебных программ) в способах и особенностях организации образовательного процесса (учебной деятельности школьников)
11 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Регламентация мониторинговых и аттестационных процедур. Введение оценки контекстной информации. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной основы оценки.
12 НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Смена парадигмы образования Перенос акцента в образовании Основная задача и критерии оценки знаниевая системно- деятельностная изучение основ наук развитие УУД освоение обязательного минимума содержания образования овладение системой УД с изучаемым учебным материалом
13 ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач на основании: -системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; -умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; - коммуникативных и информационных умений.
14 СИСТЕМА ОЦЕНКИ Обеспечение качества образования Контроль качества образования
15 АСПЕКТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Оценка обучения Оценка для обучения Оценка как обучение
16 ЦЕЛИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Фиксировать цели оценочной деятельности. Ориентировать на достижение результата: -духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты); -формирования УУД (метапредметные результаты); -освоение содержания учебных предметов (предметные результаты). Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
17 ЦЕЛИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы предоставления результатов. 3.Фиксировать условия и границы применения системы оценок.
18 ЦЕЛИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. Осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. 5. Предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения
19 ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Поддерживает и стимулирует учащихся. Обеспечивает обратную связь. Включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Служит средством информации для управления системой образования. Ориентация образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов.
20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Планируемые результаты - система: операционализированных личностно- ориентированных целей образования (задаются посредством выделения ключевого учебного материала и способов учебных действий) показателей достижения (задаются посредством описания на конкретных примерах возможного диапазона учебных задач и ситуаций) критериев оценивания (задаются посредством выделения приоритетов в содержании, формах и процедурах оценивания)
21 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕСТО В СИСТЕМЕ СТАНДАРТОВ 21 Планируемые результаты освоения учебных программ Образовательный процесс: учебная деятельность Концепция и Требования стандартов общая идеология специфика ступени специальные цели образования подходы к системе оценивания
22 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: форма предоставления Целевой компонент узнаваемость операционализация личностная ориентация Показатели достижения дифференциация требований мотивация достижения Критерии оценивания единство критериальной базы имплицитная возможность проецирования на различные этапы учебного процесса 22
23 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Система обобщенных личностно ориентированных целей образования: Цели-ориентиры (общецелевой блок) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (блок «Выпускник научится») Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (блок «Выпускник получит возможность научиться»)
24 Таблица «Уровни описания планируемых результатов» Блок целейобщецелевой«Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться Характеристика целей цели-ориентиры цели, характеризующие систему учебных действий в отношении учебного материала ц ели, характеризующие систему учебных дей- ствий в отношении ЗУН, расширяющих или уг- лубляющих опорную систему или выступаю- щих как пропедевтика Уровни результата личностное разви- тие(интересы, познава- тельные потребности, ценностные и мировоз- зренческие установки) базовый уровень (исполнительская компетентность) Повышенный уровень сложности материала или пропедевтический характер Оценка достижений Неперсонифициро- ванная оценка Итоговая оценкаПортфолио Использование результатов федеральный, региональный, муниципальный, школьный уровень при переходе на следующую ступень обучения текущее, промежуточное оценивание
25 БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериально-уровневым. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. За точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
26 УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Учебный процесс – фокус, в котором «сходятся»: изучаемый учебный материал формируемые учебные действия система оценивания – как элемент содержания и средство «учения- обучения-самообразования»
27 ПОДХОДЫ К ОТБОРУ БАЗОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
28 БАЗОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
29 29 Обязательность освоения требований базового уровня Добровольность освоения повышенных уровней Выделение и открытое предъявление учащимся базовых и повышенных требований к результатам освоения данного раздела/темы курса Реалистичность требований Альтернативность Оценка «зачтено» Предъявление требований с помощью учебных заданий Предъявление требований с помощью учебных заданий Оценки «4», «5» Работа в группах подвижного состава Накопленная оценка Уровневая дифференциация
30 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ Определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов) отбор учебного материала определение способов организации учебных ситуаций: методические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действий порядок действий учителя (с учетом меры сформированности учебных действий – исполнительские или ориентировочные) порядок взаимодействия учащихся прогнозирование возможных действий учащихся средства осуществления обратной связи
31 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Этап 1.Принятие решения о выполнении проекта. Этап 2.Определение цели деятельности. Этап 3.Задачи деятельности Этап 4.1) Составление плана действий 2) Составление программы Этап 5.Поверка на «реализуемость» Этап 6.Выполнение программы Этап 7.Предварительный контроль Этап 8.Презентация продукта
32 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ОБЩИЕ РАМКИ РАЗРАБОТКИ Задаются пониманием стандарта как «общественного договора» основного результата начального образования сущности учебного предмета (системно- деятельностный подход) ведущих целей и специфики отдельных предметов особой роли системы оценивания, использование многообразных форм, способов и процедур оценивания 32
33 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ Анализ содержания с целью выявления ключевых для данного предмета объектов и способов действий с ними анализ учебных задач и условий, провоцирующих детское действие (учебных ситуаций) значимость для успешного обучения на следующей ступени
34 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МАТЕМАТИКА Структура: Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины) Алгебра (пропедевтика, в неявном виде) Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии) Работа с данными (элементы статистики и вероятностей) Учебные действия (некоторые примеры): упорядочивать и сравнивать экспериментировать, исследовать, выявлять оценивать, вычислять, измерять моделировать распознавать, определять, пояснять ….
35 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ. Структура: Система языка (звуки и буквы, слова, словосочетания и предложения, правописание, текст, работа с информацией) Читательская компетенция (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, продукты визуального ряда, работа с информационными объектами) Учебные действия (некоторые примеры): классифицировать, маркировать, обозначать … экспериментировать, выявлять, находить, выполнять анализ … демонстрировать понимание/осознание, использовать … слышать, артикулировать, интонировать, записывать … распознавать, определять, пояснять ….
36 Новые формы контроля результатов Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам) Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности) Результаты учебных проектов. Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
37 ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации: интегральная оценка, в том числе, портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.
38 Приоритеты и инструменты самоанализа и самооценки Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке
39 Самооценка работы с данными Полнота Мои данные представлены подробно, полно и тщательно Мои данные полны.Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны. Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют Органи- зация Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию. Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно. Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу Внеш- ний вид Мой записи аккуратны, красивы, их легко читать. Мои записи аккуратны, их легко читать Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать Мои записи хаотичны, их трудно читать. Общая оценка
40 Опросник для самодиагностики Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно УверенноДовольно уверенно Неуверенно 1. Я могу высчитать площадь квадрата и прямоугольника 2. Я могу объяснить, почему две плоскости с одинаковой площадью выглядят не одинаково. 3. Я могу вычислить, сколько квадратных метров ковра необходимо для конкретной комнаты.
41 Методика «Недельные отчёты» Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
42 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
43 Комплексная оценка всех образовательных результатов Комплексная оценка – общая характеристика всего приобретенного учеником (личностные, метапредметные, предметные результаты). Фиксация комплексной оценки в Таблицах образовательных результатов (инструкция по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты). Все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официльной отчетности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе развития.
44 РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ Перегрузка детей. Перегрузка преподавателей. Ошибки при исполнении.
45 Границы применения системы оценки 1)Постепенное внедрение всех новвоведений по этапам, от простого к сложному: -«минимум первого этапа»; -«минимум второго этапа» (обязательная часть); -«максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
46 Границы применения системы оценки 2)Понимание, что система оценки результатов не дается в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу ее внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 3) Сокращение до минимума числа «отчетных документов» и сроков их обязательного выполнения учителя: -обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли осуществлять самооценку, взаимооценку при выборочном контроле учителя; -внедрять новые формы отчета только одновременно с компьютеризацией этого процесса. 4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
47 НАКОПИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА Портфолио - портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
48 ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО Поддерживать высокую мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
49 Рекомендации к работе с портфолио Может использоваться для внешней оценки. Оценка отдельных составляющих и в целом портфолио ведется на критериальной основе. Материалы портфолио оцениваются только качественно.
50 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Накопленная оценка по всем учебным предметам + оценки не менее трех итоговых работ ( русский язык, математика и комплексная работа на межпредметной основе). Накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения
51 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1. Проектирование учебного процесса на основе планируемых результатов 2.Активные формы обучения организация работы в группах и парах организация работы в группах подвижного состава организация проектной деятельности проектирование учебных ситуаций 3. Использование ИКТ
52 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.