Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИгорь Яльцев
1 Сендер (Чалым) Славный город наших предков, он расположен в Вирьял (Горной стороне), выше от нынешней Ильинки, на правом берегу Волги примерно в верстах от берега, на горе Пессермен (Бесермян).
2 Первое поражение русских у города Сендер В книге "История государства Российского" Н.М. Карамзина мы читаем: "Не столь счастлив был князь Иван Палецкий, который из Нижнего Новгорода шел на судах к Казани с хлебом и тяжелым снарядом огнестрельным. Там, где Волга, усеянная островами, стесняется между ними, черемисы запрудили реку каменьем и деревьями. Сия преграда изумила россиян. Суда, увлекаемые стремлением воды, разбивались одно о другое или о камни, а с высокого берега сыпались на них стрелы и катались бревна, пускаемые черемисами. Погибло несколько тысяч людей, убитых и утопших, и князь Палецкий, оставив в реке большую часть военных снарядов, с немногими судами достиг нашего стана. Сие бедствие, как думают, произвело известную старинную пословицу: в одну сторону черемиса, а с другой берегися. "Волга, пишет казанский историк, - сделалась тогда для варваров златоструйным Тигром; кроме пушек и ядер, они пудами извлекли из ее глубин серебра и драгоценное оружие. Эти строки приводит и Спиридон Михайлов-Яндуш в своих статьях "Сундырская гора" и "Еще раз о Сундырской горе". В этих статьях он также рассказывает о событиях, произошедших у города Сендер (Чалым) в XVI веке. И высокую гору, где величаво был расположен славный город, С. Михайлов-Яндуш называет "Сундырской горой".Казани Волга
3 1530 год Надо заметить, что в те годы, о которых говорится в вышеназванной цитате из книги Н.М. Карамзина, русские летописи часто называли чуваш черемисами или же горными людьми. В этом сражении, где чуваши и черемисы заблокировали ушкуи (суда) разбойничьих отрядов Палецкого, погибло 30 тысяч русских. Тогда еще болгаро-чуваши крепко хранили свою древнюю историю, помнили своих царей, славных богатырей. Кроме болгаро-чуваш, живущих в регионе Шубашкар-Сербю, были еще единоплеменники в Заказанье, на территории Восточного Болгарстана, где в городе Чаллы гордо реял стяг царя с белым крылатым барсом. Все болгаро-чуваши еще помнили о героической "Чаллинской битве", где их славные отряды в 1500 году разбили стотысячное войско русских ушкуйников. Поэтому то, что в 1524 году объединенные отряды болгаро-чуваш и черемиссов разбили отряды князя Ивана Палецкого, никого не удивило. Они же уничтожили еще в 1530 году еще один разбойничий отряд русских, захватили 70 пушек и целый обоз с ядрами. Об этом увлекательно пишет воспитанник Казанской Духовной академии Александр Хрусталев в своей книге "Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края", изданной в 1874 году. Для русских оба поражения у города Чалым (Сендер) были ощутимой потерей.Чаллыболгаро-чуваши
4 Неприступный город Князь Иван Палецкий - известный русский военачальник. Потеря этих войск приостановила на несколько лет экспансию русских на земли болгаро-чуваш. А потом, когда начались беспрерывные войны между Москвой и Казанью, в город Чалым вошли татарские войска. И Чалым стал сильно укрепленной крепостью. Мы несколько раз побывали там. Гора, на которой высился славный город-крепость, абсолютно недоступен, особенно с севера, с запада и с юга. С севера Волга подступает к самой горе, и отвесный берег делает ее волшебным замком, где можно дать отпор любому врагу. С юга мимо горы течет река Арда, впадает в реку Сундырь. А Сундырь впадает в Волгу, делая гору, на котором был город, неприступным с юга и запада. Кроме того город с этих трех сторон защищала крепостная стена, остатки которой до сих пор сохранились. В город можно было попасть только с востока, Учитывая это, здесь была построена двойная крепостная стена с единственными воротами. А перед крепостной стеной был глубокий и широкий ров, через который имелся единственный мост.
5 Взятие города В 1552 году войска Ивана Грозного подходят к высокой горе, которая выше горы Ар-Сундырь. Русские ее сейчас называют Владимиркой, а чуваши Иектерлету. Об этом есть сведения и в словаре Н.И. Ашмарина. Русские не знали, как можно взять приступом город Сендер (Чалым). На подступах к городу можно положить все войско. Видимо, и была попытка взять город штурмом. С. М. Михайлов-Яндуш в годах в селе Малый Сундырь Горно-Марийского края записал легенду. В ней сказано, что под этой горой, во время взятия города Чалым полегло много русских солдат. Их потом собрали в одно место и похоронили. И на том месте возник большой холм. Этот холм именем царя был назван "Иван тэми" (холмом Ивана). На помощь к русским пришли тогда чуваши. И об этом сохранились народные рассказы. Чуваши своих и русских солдат со всем оружием и порохом погрузили на подводы, сверху закрыли сеном и пошли к городу Чалым. Там объявили казанцам, что пришли с товаром. Казанцы поверили их словам. А ночью солдаты, которые дожидались под сеном, сошли и зажгли город со всех сторон, используя порох, привезенный ими.
6 Легенды и предания Об этом свидетельствуют исторические рассказы и предания. Один из них под заголовком "Воротынец" записан в 1965 году В.Н.Морохиным в поселке Макарове Лысковского района Нижегородской области от Николая Андреевича Пономарева, родившегося в 1883 году. "Не раз слышать мне приходилось, что много веков назад шел через те места, где нынче Воротынец стоит, русский царь Иван Грозный с вйском Казань-город брать. И все-то у него в походе хорошо да удачно было до смой деревни, что Малым Сундырем именуется, сказано в предании. А тут становился перед высокой горой, на которой татары укрепленные посты держали, и и с места!.. День бьются русские, второй, а татары хоть бы что!.." И вот после долгих дней боев, Иван Грозный начал думать, что ему не одолеть татар. Приказал он своим войскам повернуть назад. Русские рады, пошли назад, дошли до речки Чугунка. В это время чуваши и марийцы, сами борющиеся против Казанского хана, решили помочь русским. Послали они гонцов и сказали царю, что помогут взять эту крепость. И повернули русские войска обратно. С помощью чуваш и марийцев они взяли этот укрепленный город и пошли к Казани. А то место, откуда русские повернули назад, стало называться Воротынцем: поворотились, значит, русские-то...
7 Борьба болгаро-чуваш против русских Чуваши сыграли огромную роль в покорении Казани. Но их труды были напрасны. Иван Грозный не сдержал своего слова: после взятия Казани не увел свои войска с территории, где проживают его союзники. И через полтора месяца болгаро-чуваши начали героическую борьбу против русских, то есть против своих бывших союзников. И вел их в этой борьбе мужественный полководец Мамич-Пердей. Никого не жалели русские войска, пытающиеся покорить народы Казанского царства. Убивали всех, кто им попадался, детей и стариков. Все это подтверждает Д.М. Макаров в своей книге "Самодержавие и христианизация народов Поволжья во второй половине ХVI-ХVII вв", изданной в 1981 году. Иван Грозный посылает войска за войском. Их вели князь Семен Микулинский, воеводы Петр Морозов, Иван Шереметьев, князь Андрей Курбский. В 1554 году зимою русские войска сжигали села, убивали безвинное население. В русских летописях написано: "А война их была от Казани и по Каму, а от Волги и за Ошит и за Уржум и на Илит и по Вятской волости, от Казани вверх по Каме по 300 верст, а от Волги к Вятке поперек 200 верст; а ходили ис Казани четыре недели".
8 Мамич-Предей О Мамич-Пердее, как о великом заступнике народа, сохранилось много легенд и преданий. В одних из них говорится, что мать его была чувашка, а отец - марийский мурза. Он был блестящим полководцем и талантливым поэтом. До наших дней сохранилась и его песня о том, что два народа, чуваши и марийцы, если всегда будут вместе, победят любого агрессора, пытающегося их поработить. Мамич-Пердей верил, что русские будут изгнаны. Он знает, чтобы победить, надо объединить всех единой идеей, должна быть концентрация всех сил в единой руке, Этой рукой может быть только царь. Если есть царь, государь, должно быть государство. А у государства столица. Столицей нового государства, куда должны были войти болгаро-чувашские и марийские земли, он объявляет Чалым (Сендер). А кто же будет царем? Он сам?.. Нет, он не чингизид. А на востоке везде на троне чингизиды. А ведь новое государство должно быть признано прежде всего властителями востока, которые являются естественными противниками Московской экспансии. На царство надо пригласить чингизида!
9 Образование нового государства Мамич-Пердей из города Чалым (Сендер) выезжает в Астрахань, к Исмаилу-Мурзе, просит дать сына, Мухамета-Мурзу в государи нового государства. Но Исма-ил-Мурза не соглашается. Тогда Мамич-Пердей едет к ногайскому царю Юсуфбеку, Юсуфбек ненавидит русских. Потому что они убили его зятя, Казанского царя Сафа- Гирея, держат любимую дочь Суюнбике и внука Утемиша-Гирея в позорном плену. Юсуфбек с радостью соглашается с предложением Мамич-Пердея и отдает ему своего младшего сына Али-Акрама (Али-Акбара). Али-Акрам объявлен царем нового чувашского-черемисского государства. А город Чалым (Сендер) стал постоянной резиденцией царя Али-Акбара. Это очень подробно описывается в исследовании "Материал по истории народа мари" марийского ученого Ф.Егорова. О том же пишет Н.Спасский в книге "Очерки по родиноведению (Казанская губерния)". Мамич-Пердей ведет огромную работу, чтобы объединить всех чуваш и марийцев для борьбы с врагами. Но Али-Акбару все это было чуждо. Его больше интересовали женщины и вино. Поэтому он вскоре был казнен. Обо всем этом я подробно рассказываю в очерке о Мамич-Пердее. После этого Мамич-Пердей сам возглавил борьбу за национальное освобождение. Но вскоре погибает, попав в руки предателей. А славный город Чалым (Сендер) был сожжен в 1556 году. Об этом пишет Н.Спасский в вышеназванной книге. После этого, видимо, город-крепость не был возрожден.Мамич-Пердей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.