Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладимир Наслузов
1 Педсовет « Работа с учебником : проблемы, поиск, результаты » МКОУ « Белозёрская СОШ » ЗДУВР – Васильева Е. П.
2 Эффективные Эффективные приемы приемы иформы работы работы сучебником Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя Пользование справочным материалом учебника Самостоятельная работа учащихся Работа с чертежами, схемами, таблицами Чтение текста Нахождение в тексте ответа на вопрос Составление плана Сочинение по рисунку Чтение по ролям Нахождение отрывка к рисунку Чтение сносок Нахождение слов на заданное правило
3 Формирование учебных навыков при работе с учебником
4 Обще - учебные умения учащихся Ориентирование в учебнике Восприятие задания Выполнение задания Работа с текстом Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения Работа со словарём Работа с дополнительной литературой
5 Результаты анкетирования учащихся Что такое учебник ? - книга, которая дает нам знания (4-80%, 7-58%, %) - книга, в которой много мудрой и нужной информации (4-70%, 7-22%, %) - это запас знаний (4 кл.-40%, 7 кл.13%,8-10 кл.-24%) - это множество листов (4 кл.-20%,7 кл.-9%,8-10 кл.-24% - это великая жизни (4 кл.-20%, 7-27%, %) - книга, необходимая для получения базовых знаний школьника (4-30%, 7-22%, %) - специализированная литература для изучения какого - нибудь предмета 4-30%, 7-4.5%, %) - слово из семи букв, обозначающее книгу 4-0%, 7-0%,8-10-6%)
6 Насколько необходим учебник в учебном процессе ?.. Без него не обойтись 90% - 4 класс 53% -7 класс 93% - 9 класс 60% - 10 класс Не так уж и важен 4% - 8 класс 7% - 9 класс 40% - 10 класс НЕ нужен 0
7 Умеешь ли ты работать с учебником ?.. умею не с каждым 80% - 4 класс % - 7 класс - 13% 58% - 8 класс - 36% 46% - 9 класс - 54% 22% - 10 класс - 78% НЕ умею – 0%
8 Каким ты видишь идеальный учебник ?.. Интересный Познавательный Серьезный Иллюстрированный С интересными заданиями С подробным объяснением заданий С кратким и понятным изложением материала Содержащий много полезной информации, изложенной на понятном языке Содержащий доступную, нужную и полную информацию Соответствующий гос. нормам и стандартам, желательно в компьютерном варианте
9 Результаты анкетирования учителей Довольны ли вы учебником по своему предмету ? ДА – 5% НЕ СОВСЕМ – 85% НЕТ – 10% Как часто вы используете учебник на уроке ? Каждый урок – 90% Иногда – 10% Есть ли у вас система работы с учебником ? ДА – 70% В поиске – 30% Можно ли провести урок по вашему предмету без учебника ? ДА – 20% иногда – 55% нет – 25%
10 Можно ли усвоить материал по вашему предмету без учебника ? Да – 0% некоторые темы – 70% нет – 30% Умеют ли дети работать с учебником ? Да – 5% не все – 90% нет – 5% Что бы вы изменили в учебниках по вашему предмету ? Сократить теорию – 10% Добавить практический материал – 75% Добавить теоретический материал – 5% Изменить теоретический материал – 5% Дополнить схемами, таблицами, рисунками – 5% Оставить без изменений – 5%
11 Каким вы видите идеальный учебник ? Изложен доступно, в соответствии с возрастными особенностями детей Отвечающий требованиям ЗУН Тот, который заставит ученика открыть его и прочитать С яркими и эстетичными иллюстрациями Развивающий, дающий знания, необходимые ребёнку в жизни Должен сопровождаться словарями, критическими статьями Без ошибок, красочный, на хорошей бумаге, который приятно взять в руки
12 Попробуйте прочитать По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом
13 Учебник имеет следующие функции : информационную ; систематизирующую ; закрепления и самоконтроля ; самообразования ; интегрирующую ; мотивационную
14 Требования к чтению Во - первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. Важнейшим является постановка перед учащимися познавательных задач. Кант : И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов.… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов.
15 Во - вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно : необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Н. К. Крупская : « Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга …».
16 Формируемые умения уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице ; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника ; сравнивать изучаемые явления ; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам ; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника ;
17 Формируемые умения делать анализ содержания рисунков ; составлять словарь по теме ; самостоятельно изучать отдельную тему учебника ; составлять план по тексту учебника ; уметь составлять задачи, используя текст учебника ; писать конспекты, сочинения ; выполнять опыты, описанные в учебнике
18 Приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником 1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. 2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
19 Приемы обучения 3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. 4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке
20 Чему учит школа ?
21 Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа ? Традиционные способы работы с текстом в школе с 5- го класса А. Прочитайте дома и перескажите ( Зачем мне это ?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда ( только фактуальная инф.) Б. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты ( Да … В началке мы читали другие тексты, а новые - вслух и разбирали … Что здесь главное, если половина слов не понятна ?...) Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т. п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них ( подтекст ) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста ( его главную, концептуальную мысль ) с пониманием других РЕЗУЛЬТАТЫ : Учитель : « Эти дети вообще читать не умеют – смотрят в книгу видят …» Ученик и родитель : « Что за бред задают ?! Пять раз перечитал ничего не понял !»
22 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста ? Это вычитывание трех видов текстовой информации : фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде ) подтекстовой ( о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается « между строк ») концептуальной ( основная идея текста, его главные смыслы )
23 ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ 1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности ( технологией продуктивного чтения ) 2. Использование технологии при чтении учебно - научных текстов
24 Кого можно назвать « грамотным читателем »? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов : - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей ( развития возможностей, активного участия в жизни общества и т. п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения
25 Разные тексты читают по - разному ! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Разные тексты читают по - разному ! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель : самое общее представление о содержании и смысле текста, решение : читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель : извлечение основной информации ( в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать ) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель : проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста
26 Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т. п. ( просмотровое чтение ) Результат : предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение ( на этапе обучения вслух ) в режиме диалога с автором : делая паузы в чтении для того чтобы : -задать вопрос автору по прочитанному ( В ), -предположить ответ ( О ), -при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя ( П ). -Результат : вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли ( концепта ) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов : в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом Подробнее см. Памятку подготовка текста по технологии ПЧ
27 ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ( АЛГОРИТМ РАБОТЫ )
28 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке ( чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту ) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения ( заглавие, выделенные слова и т. п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения ( вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения ( или проверка выполнения продуктивного задания к тексту )
29 §7. Царство Древнего Египта ??? Разделите природные условия Египта на благоприятные и не благоприятные для первобытных земледельцев ! 1. Страна « черной земли » В ( Интересно, почему она так называется ?) О ( Предположите по названию, какие условия будут преобладать ?) Река Нил несет свои мутные воды, с гор Центральной Африки на север – в Египет. Справа и слева – красные земли пустыни. В ( Это благоприятные условия ?) О ( попробуйте ответить - выскажите предположения ) Лишь кое - где подземные воды подходят к поверхности, образуя вокруг родника небольшой островок травы и деревьев – оазис. Летом в верховьях Нила тают горные снега, идёт сезон дождей. Вода в реке медленно прибывает, и разлив затопляет долину. В ( А это благоприятные условия ?) О ( попробуйте ответить - выскажите предположения ). Принесенные потоком частички почвы, остатки тропических растений, оседают и, когда воды Нила отступают, на берегах остается черный плодородный ил. П ( проверь себя по тексту – вот ответ на вопрос )
30 Техника активно - продуктивного чтения Техника активно - продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
31 Техника активно - продуктивного чтения Почему описываемая техника называется активно - продуктивной ? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных
32 Приёмы педагогической техники ЗАДАЙ ВОПРОС Кубик Блума ». « Почему », « Объясни », « Назови », « Предложи », « Придумай », « Поделись »
33 Приёмы педагогической техники драмогерменевтика »- искусство толкования текста Приём ШЕСТЬ ШЛЯП мышления
34 Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.