Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладимир Тормасов
1 Этнокультурный материал на уроках музыки
2 В системе этнокультурных ценностей музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. В программе по чувашской музыке отмечена необходимость современной школы «реализовывать принцип – от освоения музыкальной культуры своего народа к освоению музыки совместно проживающих народов, на этой основе – к постижению ценностей мировой музыкальной культуры»
3 П р о е к т « Реализация учебно - методического комплекта « Музыка » В. В. Алеева, Т. Н. Кичак в 1 – 4 классах с использованием этнокультурного материала » Автор проекта : Кузьмина Елена Ивановна, учитель музыки « Карачуринской ООШ » Чебоксарского района.
4 А ННОТАЦИЯ Проект ориентирован в помощь преподавателям, работающим по программе «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак в 1 – 4 классах. Решение проблемы использования репертуара чувашской музыки на уроках в ходе реализации выше названной программы осуществляется в опоре на технологические карты по введению музыкального материала в поурочно-тематическое планирование, разработанные автором. Проект направлен на организацию систематизированной работы учителя по приобщению учащихся к чувашской музыке и формированию основ этнокультурной культурной ориентации младших школьников.
5 А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА организация музыкально-образовательного процесса в 1 – 4 классах в опоре на учебно-методический комплект «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак приводит к столкновению с определенными трудностями при введении этнокультурного музыкального материала в содержательную структуру программы и ее использования; объективно существующее противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнокультурного музыкального материала в формировании музыкальной культуры школьника и отсутствие теоретически обоснованной модели, образовательных технологий, апробированных на практике, предлагающих конкретные разработки по использованию чувашской музыки в ходе реализации данного учебно-методического комплекта дает основание сформулировать проблему исследования: как в ходе реализации учебно-методического комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак органично ввести и использовать этнокультурный материал в соответствии со структурой и концептуальным содержанием программы для 1 – 4 классов.
6 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: разработка и апробация в практической деятельности педагогической модели реализации учебно - методического комплекта « Музыка » В. В. Алеева, Т. Н. Кичак в 1 – 4 классах с использованием этнокультурного музыкального материала.
7 З АДАЧИ : изучить и проанализировать литературу по проблеме; описать принципы подбора репертуара чувашской музыки к тематике уроков новой программы; определить критерии и уровни приобщенности учащихся к чувашской музыке в опоре на диагностические карты, составленные автором; разработать технологические карты по введению музыкального материала в поурочно-тематическое планирование в 1 – 4 классах, как в помощь учителю, работающему по программе «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак, апробировать эффективность проекта на практике.
8 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ГИПОТЕЗА): если подобрать музыкальный материал в соответствии с трехуровневой иерархической структурой новой программы, то можно органично ввести репертуар чувашской музыки в поурочно- тематическое планирование и использовать в ходе реализации учебно-методического комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Подобная структура раскрывается в опоре на следующие принципы: Систематичность и последовательность (метод «шаг за шагом»); «развитие по спирали» (многократное повторение тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозное развитие (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
9 П е р в ы й (концептуальный) уровень – темы каждого года обучения, как опорные точки в развитии содержания. В т о р о й (переходный) уровень – «развитие по спирали», рубрикация содержания по тематическим блокам. Т р е т и й (практический) уровень – принцип сквозного развития, построение содержания внутри каждого класса. Данный уровень предполагает необходимость наглядного отражения репертуара чувашской музыки в поурочно- тематическом планировании. Таким образом, можно предположить, что подобный вариант подбора музыкального материала к поурочно-тематическому планированию будет представлять собой законченную систематическую целостность и позволит успешно решать основные требования программы по чувашской музыке.
10 ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
11 ПЕРВЫЙ ЭТАП - ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЧУВАШСКОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ СОДЕРЖАНИЯ КАЖДОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…»: необходимо обратить внимание на то, что чувашская музыка, как и любая другая, звучит повсюду. 2 класс – «Музыкальная прогулка»: привлечени е более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений, н а основе которых расширяется репертуар чувашской музыки. 3 класс – «О чем рассказывает музыка»: акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания чувашских музыкальных произведений. 4 класс – «Музыкальное путешествие» : углубленное изучение музыкальной культуры чувашского народа
12 ВТОРОЙ ЭТАП - ПОДБОР РЕПЕРТУАРА К ТЕМАТИЧЕСКИМ БЛОКАМ ДЛЯ КАЖДОГО КЛАССА Тематические блоки Репертуар 1 класс2 класс3 класс4 класс Природа в музыке. «Каçхине» В. Салихова; «Пахчи- пахчи», «Тăри» чув.н.п. в обр. С.Максимова; «Çуркунне» Ф.Лукина; «Куккук» Ф.Лукина; «Хĕллехи ир» А.Асламаса; «Çур çитрĕ» Г.Лебедева. «Кĕркунне» Г.Максимова; «Хĕл илемĕ» А.Орлова-шузьма»; «Атăл» Г.Хирбю; «Çуркунне» Г.Маркиянова. Сказочные и былинные образы в музыке. «Тилĕ тус» Ф.Лукина. «Эсремет ташши». Из балета «Сарпике» Ф.Васильева. «Карап-кашăк» Л.Быренковой. «Эсремет ташши» Ф.Васильева; Наши любимые праздники. «Эпĕ шкул ачи» Ю.Кудакова. «Чăрăш» Ф.Васильева; «Юратнă анне» Ф.Лукина. «Çĕнĕ çул елки» Г.Хирбю; «Чикĕ хуралçи» Ф.Лукина. «Асамлă алăксем» Н.Тимофеева; «Ака-суха юрри» чув.н.п.
13 ТРЕТИЙ ЭТАП: урокатема урокамузыкальный материал вид музыкальной деятельности образовательн ый минимум Условные обозначения показателей приобщенности учащихся к чувашской музыке. Показатели приобщенности учащихся к чувашской музыке 1 к л а с с2 к л а с с3 к л а с с4 к л а с с основные ориентиры а) разработка технологических карт б) разработка диагностических карт
14 Механизмы и этапы реализации проекта Проект реализовывался в течение 4 лет с учащимися 1 – 4 классов: Проект реализовывался в течение 4 лет с учащимися 1 – 4 классов: - (август 2005) посредством составления ежегодного календарно-тематического плана и введения репертуара чувашской музыки в поурочно-тематическое планирование с целью использования в образовательном процессе (подготовительный этап); - (август 2005) посредством составления ежегодного календарно-тематического плана и введения репертуара чувашской музыки в поурочно-тематическое планирование с целью использования в образовательном процессе (подготовительный этап); - (сентябрь – май 2005 – 2009) построения образовательного процесса с опорой на содержание проекта и технологические карты (практический этап); - (май 2009) определения результативности проекта в рамках диагностического исследования (заключительный контрольно- оценочный этап)
15 Необходимым условием реализации проекта явилась начальная диагностика учащихся 1 класса с целью выявления уровня предрасположенности первоклассников к чувашской музыке (констатирующее обследование). Также была проведена промежуточная диагностика результатов по полугодиям, определяющая эффективность использования данного проекта в учебно- воспитательном процессе (контрольное обследование). Констатирующее обследование – показатель предрасположенности первоклассников к чувашской музыке в начале года. Контрольное обследование – показатель приобщенности первоклассников к чувашской музыке в период за первое полугодие..
16 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (ЭФФЕКТИВНОСТЬ) ПРОЕКТА. За четыре года реализации в содержание проекта внесены определенные изменения и коррективы. В 2008 – 2009 учебном году с выходом новой программы и хрестоматии по чувашской музыке для 1 – 4 классов проект наиболее усовершенствован и разработан окончательно с расширением содержания и доработки технологических карт. Организация планомерной работы по приобщению учащихся к чувашской музыке и формированию основ этнокультурной культурной ориентации младших школьников в опоре на содержание данного проекта, регулярные диагностические срезы с целью выявления эффективности проекта и внесения дальнейших корректировок в решение проблемы, позволили добиться следующих результатов и показателей:
17 Данные уровней приобщенности учащихся к чувашской музыке на контрольном этапе к концу каждого учебного года (в %) 2005 – 2006 г – 2007г – 2008г – 2009г. высокий уровень средний уровень низкий уровень
18 Систематическое использование чувашской музыки на уроках, а также организация неурочных форм обучения музыке (хор, вокальный ансамбль, сольное пение, музыкальный театр), в том числе с использованием этнокультурного материала, способствовало формированию общей художественной и духовной культуры учащихся, развитию их ритмопластических и вокально-хоровых навыков, художественно- творческих способностей. Этому свидетельствуют результаты участия моих воспитанников в различных конкурсах:
19 Конкурсы хоров, вокальных ансамблей, солистов 2005 г.II место в номинации «вокальные ансамбли» - районный конкурс «Лейся, песня» 2006 г.I место в номинации «вокальные ансамбли» - районный конкурс «Лейся, песня» 2007 г.II место в номинации «хоры» - районный конкурс «Лейся, песня» 2008 г.III место в номинации «хоры»; III место в номинации «солисты» - районный конкурс «Лейся песня»; II место в номинации «вокально-хоровое творчество» - VIII районный фестиваль детского художественного творчества «Талантливым детям – дорога в будущее» 2009 г.I место в номинации «солисты» - районный конкурс «Лейся, песня»; Диплом в номинации «вокал» на районном фестивале-конкурсе «Жемчужинки района – 2009 г.»; Диплом за участие в I Республиканском фестивале молодежного песенного творчества «Дебют»; Почетный диплом Международного музыкального фестиваля «Петербургский камертон» за высокое исполнительское мастерство, участие в программе Фестиваля, сохранение музыкальных традиций, вклад в современную музыкальную культуру в номинации «ансамбли» (дуэт).
20 Районный конкурс «Театральное созвездие» 2005 г.II место – музыкальный спектакль «Там, где шиповник рос аленький; Грамота за лучшее раскрытие образа 2006 г.I место – музыкальная сказка «Как начиналась вежливая песенка» 2007 г.I место – детская опера «Гуси-лебеди»; Грамота за лучшую мужскую роль 2008 г.II место – музыкальная сказка «Как избушка стала дворцом»; Грамота за лучшую эпизодическую роль 2009 г.III место – музыкальная сказка «Дюймовочка»
21 СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ В ходе данного проектирования: - был изучен и проанализирован материал по использованию чувашской музыки в рамках типовой программы и на основе этого были определены возможности подбора чувашского репертуара к программе «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак в 1 – 4 классах, введены произведения в таблицу тематических блоков; - описаны принципы подбора репертуара чувашской музыки к тематике уроков программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак в 1 – 4 классах; - определены критерии и показатели уровней приобщенности учащихся к чувашской музыке; - составлена диагностическая карта для выявления уровня приобщенности учащихся к чувашской музыке; - разработаны технологические карты по использованию репертуара чувашской музыки в поурочно-теметическом планировании в ходе реализации учебно-методического комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак в 1 – 4 классах.
22 ВЫВОД: На основании результатов данного проекта доказано, что разработанная и апробированная в практической деятельности педагогическая модель реализации учебно-методического комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак в 1 – 4 классах с систематическим использованием этнокультурного материала способствовала формированию основ этнокультурной культурной ориентации младших школьников. Данный проект не исчерпывает всех вопросов решения выше названной проблемы и требует дальнейших работ по реализации учебно- методического комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак в 5 – 8 классах с использованием этнокультурного материала.
23 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора //Современ-ный русский фольклор. – М.: Наука, Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании.– Чебоксары, Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогическийочерк. – Чебоксары, Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Козлова И. Путь к фольклору //Музыка в школе. Вып.1. – М.,1990. – с Кондратьев М.Г. Судьбы фольклорного движения в Чувашии //Народноемузыкальное искусство Чувашии. – Чебоксары, с Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1: Чувашскаянародная музыка. – Чебоксары, Кузнецова Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младшихподростков на основе народных музыкальных традиций. Монография. – Чебоксары:ЧГУ им. И.Н.Ульянова, Кузнецова Л.В. Уроки художественной культуры родного края (1-3 классы).Учебное пособие. – Чебоксары, Кузнецова Л.В. Чувашская музыка в 5 классе. Учебное пособие. – Чебоксары, Кузнецова Л.В. Этнокультурный аспект образовательного процесса //ВестникЧГПУ им. И.Я.Яковлева. - 5(10). – Чебоксары, Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б.Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, Программа по чувашской музыке для 1 – 8 классов. Чебоксары Современный урок музыки. Материалы научно-практической конференции. Чебоксары Чувашская музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы: Хрестоматия/Сост. Ю.Д. Кудаков, Л.В. Кузнецова, Г.Н. Никифорова и др. – Чебоксары: Чув.кн. изд-во, Чувашская музыка. Хрестоматия: 1-4 классы /Сост. Г.К.Воротникова. Чебоксары: Чув. кн. изд-во Чувашская музыка. Хрестоматия: 1 – 4 классы. Чебоксары 2008.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.