Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.kulturavko.kz
1 Виды библиографической продукции
2 документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ёе подготовки, и средством обслуживания потребителей(читателей) Библиографическая продукция- это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по определенному принципу. В результате создаются библиографические пособия различающиеся формой представления(традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и другими качествами, которые присущи отражаемым документам и материалам.
3 Область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. Библиографические пособия подразделяются на типы и виды. Выделяются три основных вида библиографических пособий – Библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор. Объектоми библиографирования могут быть документ в целом. Его составная часть или совокупность документов.
4 Отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему, либо широкую, много аспектную – даже отрасль знания. Библиографические указатели в большинстве своем имеют научно- справочный аппарат(предисловие, различные вспомогательные указатели) Для библиографического указателя характерно наличие трех обязательных структурных элементов: биографическая справка, сведений об изданиях и публикациях произведений одного или нескольких деятелей(ученых, писателей) и библиографических данных о литературе, посвященной его(их) жизни и деятельности.
5 Включает описание новых книг, поступивших в библиотеку за определенный период(например, один раз в месяц). В предисловии раскрываются принципы отбора литературы, принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов(в соответствии с разделами ББК), внутри разделов – в алфавите авторов ( названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Бюллетень рассылается для активного использования во все подразделения библиотеки, ее филиалы.
6 Выпускаются в небольших библиотеках. Не имеющих возможность издавать бюллетени. Списки набираются на компьютере и вывешивают, как правило у стола выдачи литературы. Нередко списки заменяются картотекой, которую помещают на столе выдачи или рядом с каталогами. Информирование о новых поступлениях должно вестись систематически, с заранее установленной периодичностью, о которой следует ставить в известность читателей библиотеки.
7 Указатели информируют о наличии близкой по тематике литературы. Список литературы составляют для конкретной группы читателей по наиболее важным темам и актуальным проблемам в соответствии с читательским и целевым назначением. Объем рекомендательного списка обычно невелик: книг и статей. Предисловие, вводный текст к разделам, аннотации должны быть краткими. Внутри разделов в первую очередь указываются наиболее ценные, интересные и доступные произведения.
9 Составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора нужно изучить определенный вопрос.Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения. В беседе необходимо выяснить. Что и в каком объеме читателя интересует, какие книги по данной теме он уже прочитал. Библиотекарь выявляет литературу, отбирает нужное количество книг и статей(обычно не более5-7 названий), которые составляют необходимый минимум.
10 Привлекательная черта малых форм- возможность информировать пользователей по конкретному вопросу,теме,каталогу,фонду,отделу. Это четко выражается в самом названии продукта : «Заповеди читателей», «Алгоритм поиска в систематическом каталоге», «Поиск книги в алфавитном каталоге». Такая продукция молзатратна и удобна для заинтересованных пользователей(листы можно держать в книге, блокноте, тетради). Любой посетитель может взять такую продукцию с выставки, стола в библиотеке.
12 По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочников, путеводителей, методических пособий и – очень распространенная. Памятка должна быть лаконична, и в то же время информативна. Бывают двух видов: Рекомендации по широкому спектру деятельности библиотеки(«Как правильно написать конспект», «Как составить резюме») Персональные памятки. Их цель – познакомить читателей с основными произведениями определенного автора и помочь в изучении его жизни и деятельности.
14 Буклет- это согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком»и т. д. многокрасочное. Хорошо иллюстрированное издание. Жанры буклета: Посвященные самой библиотеке, какому- либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации.Буклеты престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс- конференциях, выставках.
16 Дайджесты(от лат. – краткое изложение) –это фрагменты текстов многих документов,подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Их преимущество в том, что собирается исчерпывающая информация на интересующую пользователей тему: наиболее интересные и важные материалы из периодических изданий и сборников. Для дайжестов характерны : узость тематики; различие аспектов рассмотрения проблемы; различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей; возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.
17 Титульный вид Оглавление Предисловие Основной текст,обычно разделенный на параграфы; Список использованной литературы; Приложения(иллюстрированный материал-таблицы, графики, диаграммы. Раскрывающие основной текст); Словарь основных терминов
18 Особое место в деятельности библиотеки занимает подготовка тематических сборников. Они. Как правило, посвящены наиболее актуальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предполагает серьезную подготовку, обращение к различным документам. Они составляются при одновременном действии двух условий; устойчивом читательском интересе к какой-либо проблемеи отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней.
19 Ознакомление с темой, составление рубрикатора; Выявление литературы по теме, составление библиографического списка; Копирование текстов микродокументов; Группировка текстов документов; Оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия
20 Титульный лист. На котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала отбора информации; Оглавление; Краткое предисловие; Определенным образом сгруппированные копии текстов документов или иллюстративный материал; Библиографический список, отражающий всю выявленную литературу(а не только включенную в подборку в виде копий); Список просмотренных источников.
21 Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки, встрече с интересным гостем. Цель издания – акцентрировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.
22 Многокрасочные объявления заметнее черно- белых на 65%. Объявления в ¼ полосы, вытянутые в столбец, привлекают большое внимание, чем квадратные и вытянутые вдоль. Высококачественная иллюстрация побужждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких. Соблюдение параметров страницы.
23 1.Доморойкий В. П. Белоколенко М. В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. –М.: Либерия, с. 2.информатика класс/Под ред. Н. В, Макаровой. –СПб.: Питер, с. 3.Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама: практ. Пособие.- М.: Либерия, с. 4. Суслова И. М.Практический маркетинг в библиотеках: учебно- мет. пособие.- М. : Либерия,2004.-с Борисова Т. Традиции старые, подходы современные: инновации в библиотеках г. Бор Нижегородской области /Т. Борисова//Библиотека с Справочник библиотекаря.- М.: Книга, с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.