Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗахар Чмутов
1 ГОУ ДЕТСКИЙ САД 486
2 Воспитание гендерной культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного этикета
3 Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
4 Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально- психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
5 Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.
6 Этикет неотъемлемая часть культуры поведения, те правила поведения, которые установлены обществом или социальной группой
7 Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню.
8 Мы считаем: Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру
9 Мы уверены, что обучение дошкольников правилам современного этикета способствует приобретению гендерных характеристик.
10 Дошкольная педагогика выделяет в культуре поведения дошкольника следующие компоненты: культурно - гигиенические навыки и привычки; культуру общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками; культуру деятельности.
11 Структура современного этикета Формы этикета Речевой: словесное выражение уважения к людям Неречевой: действия и поступки, в которых проявляется уважение к людям
12 Виды этикета определяют социальные и профессиональные группы Общегражданский Дипломатический Воинский Педагогический и др.
13 Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек Деловой Семейный Столовый Гостевой Подарочный Этикет телефонного разговора Этикет в общественных местах и др.
14 Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи.
15 Обучение дошкольников правилам этикета проходит в два этапа: на первом этапе, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. Мы только называем правило и следим за его соблюдением со стороны воспитанника. Объяснения правил носят эпизодический характер. на втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Теперь от дошкольника требуется осознанное выполнение правил этикета, понимание их целесообразности и разумности.
16 На втором этапе формирование основ поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу, в котором ребенок должен: 1.знать этикетное правило; 2.понимать его разумность и необходимость; 3.уметь его применять; 4.эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения.
17 Мы, формируем этикетное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты - в реальной жизни, - в специально созданных ситуациях.
18 Для воспитания этикетного поведения необходимы условия: Во-первых, позитивный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение воспитателя и воспитанников Во-вторых, огромную роль играет пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего воспитателя В-третьих, связь с семьей как необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания
19 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикетка проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов.
20 Принципы воспитания: воспитываем детей в процессе их деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитывая возрастные, индивидуальные и гендерные особенности, при единстве требований воспитателя и родителей.
21 Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, индивидуализация развития воспитанников с учетом их гендерных особенностей.
22 Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций
23 Основные способы педагогического воздействия при обучении детей правилам этикета: пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций
24 Словесные методы: рассказ, разъяснение, беседа. Но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. В. Г. Белинский писал: «Главное дело, как можно меньше нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений».
25 Этическая беседа с детьми Помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения. Такую беседу разумнее проводить с небольшой группой в 58 детей, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение.
26 Детская литература и телевидение. Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.
27 Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учится понимать мужские способы мышления. И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские способы мышления.
28 Обучение детей правилам поведения на занятиях по основам современного этикета В структуру каждого занятия включаются следующие элементы: Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.) Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» )
29 Дошкольники получают представления о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении :
30 Мужчины помогают женщинам войти в транспорт, пропускают их вперед; выходя из поезда, автобуса, подают женщине руку.
31 Мальчики (будущие мужчины) пожимают друг другу руки во время приветствия Девочки (будущие женщины) говорят«здравствуйте», слегка наклонив голову.
32 Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, выйти из-за обеденного стола, поблагодарить за подарок,
33 Игры основной вид деятельности дошкольника дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в занятии, необходимо проводить его с небольшой группой детей (1012 человек).
34 Следует активно вводить в обучение поведенческим правилам детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.
35 Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания: расскажи маме, что означает слово «здравствуй», придумайте с папой сказку о добром и заботливом рыцаре, накрой с бабушкой праздничный чайный стол, сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий - совместное с родителями выполнение; - добровольность; - детское творчество; - стремление к соблюдению правил этикета.
36 Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей. В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, формируется дисциплинированность, а соблюдение дисциплины очень важно в этикетном поведении.
37 В музыкальных играх тоже есть место для обучения правилам этикета. Мальчики приглашают девочек танцевать, после танца провожают их на место.
38 Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, постановка русской народной сказки «Репка» предоставляет воспитателю возможность поговорить с детьми о правилах семейного этикета (быть дружными, помогать друг другу).
39 Дидактические игры используются при отработке правил и норм этикета. подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке.
40 Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и с определенными правилами поведения: в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п.
41 Досуги, праздники по закреплению этикета
42 Дефиле – «Модницы и модники»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.