Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарина Филюшина
1 Решение нестандартных задач по физике Учитель физики Четырлинской СОШ «ОЦ» Круглов Н.В.
2 ЧТО НУЖНО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ? Решить учебную задачу по физике это значит найти такую последовательность общих положений физики (законов, формул, определений, правил), использование которых позволяет получить то, что требуется в задаче, ее ответ. Решить учебную задачу по физике это значит найти такую последовательность общих положений физики (законов, формул, определений, правил), использование которых позволяет получить то, что требуется в задаче, ее ответ.
3 Для решения задачи необходима определенная система знаний и умений, причем знаний не только тех разделов курса физики, к которым относится данная конкретная задача, но и знаний по физике, математике и другим предметам, полученным ранее в школе. Для решения задачи необходима определенная система знаний и умений, причем знаний не только тех разделов курса физики, к которым относится данная конкретная задача, но и знаний по физике, математике и другим предметам, полученным ранее в школе.
4 Процесс решения физической задачи складывается из последовательности следующих действий: изучение условий и требований задачи; изучение условий и требований задачи; запись условий в буквенных выражениях; запись условий в буквенных выражениях; перевод единиц физических величин в систему СИ; перевод единиц физических величин в систему СИ; графическое изображение процесса, описанного в задаче; графическое изображение процесса, описанного в задаче; поиск пути решения; поиск пути решения; составление плана решения; составление плана решения; осуществление решения; осуществление решения; запись искомых величин в виде формул и вычисление их значений с требуемой точностью; запись искомых величин в виде формул и вычисление их значений с требуемой точностью; проверка правильности решения, в том числе по размерности; проверка правильности решения, в том числе по размерности; оценка полученных результатов по «здравому смыслу»; оценка полученных результатов по «здравому смыслу»; анализ процесса решения задачи и отбор информации, полезной для дальнейшей деятельности. анализ процесса решения задачи и отбор информации, полезной для дальнейшей деятельности.
5 Преход на решение нестандартных задач Задачи на усвоение учебного материала это стандартные (тренировочные) задачи. Основная их учебная функция - перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений.. Это – простые, «одношаговые» задачи. Для их решения достаточно вспомнить формулу и дать ответ. Обучение, построенное преимущественно на задачах этого типа, приводит в результате к потере интереса учащихся к предмету. Задачи на усвоение учебного материала это стандартные (тренировочные) задачи. Основная их учебная функция - перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений.. Это – простые, «одношаговые» задачи. Для их решения достаточно вспомнить формулу и дать ответ. Обучение, построенное преимущественно на задачах этого типа, приводит в результате к потере интереса учащихся к предмету.
6 Настоящие физические задачи в большинстве своем являются «неалгоритмическими», «многошаговыми», творческими. Такие задачи обладают, на первый взгляд, несовместимыми свойствами: нужно, чтобы ученик смог её решить, не зная, как ее надо решать, а учитель мог бы научить её решать, не показывая, как решать. Решение задачи на активное использование изученного материала нестандартных (проблемных, поисковых, творческих) задач, вызывает затруднения иногда даже у наиболее подготовленных школьников. Настоящие физические задачи в большинстве своем являются «неалгоритмическими», «многошаговыми», творческими. Такие задачи обладают, на первый взгляд, несовместимыми свойствами: нужно, чтобы ученик смог её решить, не зная, как ее надо решать, а учитель мог бы научить её решать, не показывая, как решать. Решение задачи на активное использование изученного материала нестандартных (проблемных, поисковых, творческих) задач, вызывает затруднения иногда даже у наиболее подготовленных школьников.
7 Самостоятельный поиск способа решения задачи дело непростое. Он требует от человека не только глубоких знаний, но и проявления находчивости, целеустремленности и большого напряжения умственных способностей. Только на нестандартных задачах реализуется в полной мере развивающая функция обучения физике. Только при решении нестандартных задач труд школьника можно сравнить с трудом исследователя. Самостоятельный поиск способа решения задачи дело непростое. Он требует от человека не только глубоких знаний, но и проявления находчивости, целеустремленности и большого напряжения умственных способностей. Только на нестандартных задачах реализуется в полной мере развивающая функция обучения физике. Только при решении нестандартных задач труд школьника можно сравнить с трудом исследователя.
8 Для серьезного овладения любым умением необходимо осознанное желание человека. Целеустремленное желание мобилизует внимание, повышает интерес, создает настроение выполнить любую работу, нужную для овладения этим умением. Желание важнейшее условие для любой самостоятельной деятельности. Для серьезного овладения любым умением необходимо осознанное желание человека. Целеустремленное желание мобилизует внимание, повышает интерес, создает настроение выполнить любую работу, нужную для овладения этим умением. Желание важнейшее условие для любой самостоятельной деятельности.
9 Процесс обучения в школе должен представлять движение ученика от несамостоятельности к полной самостоятельности. Главная задача школы и учителя – развить у ученика способность самостоятельно добывать знания настолько хорошо, чтобы учитель в определенной мере стал ненужным. Процесс обучения в школе должен представлять движение ученика от несамостоятельности к полной самостоятельности. Главная задача школы и учителя – развить у ученика способность самостоятельно добывать знания настолько хорошо, чтобы учитель в определенной мере стал ненужным. Только основательная теоретическая подготовка и правильно организованная самостоятельная работа позволят сознательно решать задачи по физике и целенаправленно формировать у школьников нужные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности умения. Только основательная теоретическая подготовка и правильно организованная самостоятельная работа позволят сознательно решать задачи по физике и целенаправленно формировать у школьников нужные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности умения.
10 Возможные методы приобщения учащихся к самостоятельной деятельности при решении нестандартных задач по физике Деятельность ученика Посещение элективных курсов Участие в Интернет- олимпиадах Увлечение интернет- ресурсами по физике
11 Список ресурсов Литература «Физика. Механика.» учебное пособие для школ с углублённым изучением физики М.М.Балашов, А.И. Гомонова, А.Б. Долицкий. «Нестандартные задачи по физике» для классов естественно-научного профиля. А.И.Семке «Сборник задач для 9-11 классов» Н.И.Гольдфарб. «1001 задача по физике» И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик Интернет-ресурсы -Интернет- олимпиада Виртуальная лаборатория - классная физика для любознательных Каталог ресурсов по физике
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.