Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОльга Борковская
1 Особенности младшего школьного возраста Выполнила работу: Алексеева Н.В., психолог Покров – Рогульской СОШ
2 Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6 – 7 лет и продолжается до 10 – 11 лет
3 Второй физиологический криз В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой
4 Эмоциональная сфера На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Необходимо обучение способам саморегуляции. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Необходимо обучение способам саморегуляции.
5 Ведущий вид деятельности Учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
6 Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
7 Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков; проявление общих и специальных способностей; увеличение индивидуальных различий между детьми; полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи); формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых; поддержание социального престижа среди сверстников. значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков; проявление общих и специальных способностей; увеличение индивидуальных различий между детьми; полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи); формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых; поддержание социального престижа среди сверстников.
8 Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников: Адаптировать детей к работе в школе и дома. Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала. Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность. Корректировать их самооценку и уровень притязаний. Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности. Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований. Адаптировать детей к работе в школе и дома. Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала. Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность. Корректировать их самооценку и уровень притязаний. Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности. Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.
9 На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психофизиологическом и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, происходит включение в новые виды деятельности, формируется личность, складывается сложная система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
10 Практические рекомендации родителям по воспитанию ребёнка 1. Поддерживать инициативы ребёнка и оказывать ему помощь. 2. Уважать ребёнка и служить для него примером. 3. Беречь и укреплять психику ребёнка. 4. Играть с ребёнком. 5. Заниматься с ребёнком различными видами творчества. 1. Поддерживать инициативы ребёнка и оказывать ему помощь. 2. Уважать ребёнка и служить для него примером. 3. Беречь и укреплять психику ребёнка. 4. Играть с ребёнком. 5. Заниматься с ребёнком различными видами творчества.
11 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ По сути и по характеру происходящих в этом возрасте перемен подростковый возраст в целом является кризисным.
12 В этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем.
13 В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме.
14 В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм подростков.
15 Ведущая деятельность Учение Общение Общественно-полезный труд Учение Общение Общественно-полезный труд
16 Учение Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения и меняя взгляды на окружающую действительность.
17 Общение Подросток максимально подвержен влиянию группы, он боится утратить популярность среди сверстников. В общении, как и в деятельности, происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
18 Общественно-полезная деятельность Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых, в реализации своей индивидуальности.
19 Подростки очень чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Наблюдается дисгармония в самоотношении: неспособность разобраться в себе, своих отношениях, неприятие себя, противоречивость Я- концепции, отсутствие целей.
20 Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой – повышается его избирательность, появляется потребность в уединении
21 Отношения с родителями появляются критика, сомнения, противодействие ценностям и образу действий взрослых; эмоциональные связи с семьей ослабевают; родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план; в целом уменьшается влияние семьи, хотя по сути она остается важной референтной группой. появляются критика, сомнения, противодействие ценностям и образу действий взрослых; эмоциональные связи с семьей ослабевают; родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план; в целом уменьшается влияние семьи, хотя по сути она остается важной референтной группой.
22 Отношение к сверстнику Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяются потребность в признании и стремление к самоутверждению. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения.
23 12 – 13 лет Подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг учения и поведения – лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим.
24 14 – 15 лет Доминируют стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности – наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная».
25 Практические рекомендации родителям по воспитанию подростка 1. Быть для подростка другом и помогать ему познать себя. 2. Беречь и укреплять психику подростка, учить его психосаморегуляции. 3. Заниматься половым воспитанием подростка. 1. Быть для подростка другом и помогать ему познать себя. 2. Беречь и укреплять психику подростка, учить его психосаморегуляции. 3. Заниматься половым воспитанием подростка.
26 ПРАВИЛА ОБЩЕНРИЯ С РЕБЕНКОМ 1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом. 2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. 3. Не требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке. 4. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестает восприниматься. 1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом. 2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. 3. Не требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке. 4. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестает восприниматься.
27 ПРАВИЛА ОБЩЕНРИЯ С РЕБЕНКОМ 5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть. 7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь - обязательно окажите ее. 8. Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. 5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть. 7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь - обязательно окажите ее. 8. Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
28 ПРАВИЛА ОБЩЕНРИЯ С РЕБЕНКОМ 9. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение. 11. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении. 9. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение. 11. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении.
29 Ю.Б. Гиппенрейтер 1. Общаться с ребёнком. Как? 2. Продолжаем общаться. Так? 1. Общаться с ребёнком. Как? 2. Продолжаем общаться. Так?
30 Обнимайте ребёнка несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.