Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМария Мелехова
1 Мифология. Перун и Велес. Ученика 5 «а» класса, Стодеревского Игоря.
2 Миф-повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. Представления древних людей о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение самого человека. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, жизненным испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы. В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений – это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов. Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны. Затем наступила эпоха великих богов, таких как Перун и Велес.
3 Перун. Перун в славянском пантеоне богов занимал почётное место. В мифологии славян Перун «небесный бог», который повелевает громом и молнией, управляет миром. Перун покровительствует князю и дружине, то есть является богом войны. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды. Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает "Тот кто сильнее бьет", "разящий". Перун часто оказывается тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он питает землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.
4 Изваяние Перуна некогда стоявшее в Киеве. Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перуна иногда представляли в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода : лилово-синие - "мертвые", разящие насмерть, и золотые - "живые", созидающие, пробуждающие земное плодородие. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары.
5 Святилище Перуна. Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, "лепестков" обычно восемь. "Лепестки" представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры, за которым и следили жрецы. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывались приношения и проливали жертвенную кровь, чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах.
6 Идол Перуна. Миф о цветущем папоротнике известен с незапамятных времен. По преданию расцветает папоротник лишь в грозовую летнюю ночь на Ивана Купалу. В это время Перун на своей колеснице начинает борьбу со всей нечистью. И происходит это под грохот грома и сверкание молний. И тогда вспыхивает ярким цветом буквально не несколько мгновений огненный цветок, посвященный Перуну. Именно поэтому крайне редко можно встретить счастливца, которому довелось увидеть такое чудо. Папоротник назывался еще Перуновым цветом. Контуры святи- лищ, посвященных богу Перуну, представляли собой восьмигранную форму, подобно форме лепестков растения папоротник.
7 Перуну был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь. Дни Перуна начинались 20 июня и заканчи - вались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода. У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. В этот день отдают предпочтение воинским утехам.
8 Велес. Велес (Волос) один из величайших богов в славянской мифологии. Велес-бог«Нижнего мира». Также известен как покровитель торговли и зверей. Хранитель стад, охотников и землепашцев. Велес податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен «бог скотов»), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протя- жении всей жизни. Именно Велес следил за исполнением законов и договоров. Клятвы и договоры приводились к присяге его именем. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом вдох, после печали радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
9 Идол Велеса. Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Велес- бог потустороннего мира. В представлении древних славян загробный мир-пастбище душ. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод. Считалось, что в этом далеком царстве, лежащем «за тридевять земель, за реками и за морем», все сделано из золота – и горы, и деревья. А хозяин всему золоту – Велес-Змей. Велес-покровитель поэзии. В «Слове о полку Игореве» древний певец Боян назван Велесовым внуком.
10 Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу». Велесу жертвовали медью, ибо он бог благополу - чия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Приносили в жертву быков, овец. В честь Велеса устраивались ритуальные пиры – братчины. Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом. Так же, возможно что слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству.
11 Поединок Перуна с Велесом.
12 Перун и Велес противостояли друг другу: первый был богом дружины, а второй богом всей остальной (невоенной) Руси. В мифах и быличках Перун в образе всадника на коне или на колеснице является противником Змея Волоса (Велеса) с которым он борется. Дело Перуна правое, ибо Велес похитил у него все, что только можно похитить: скот, людей, богатства, жену (Додолу). Не стало туч на небе, прекратились благодатные дожди, стала иссыхать мать сыра земля. Опечалились без дождя люди. Лишь Велес был доволен: «Теперь я богаче всех, никто со мной не сравнится!». Велес прячется то под деревом, то под камнем, то обращается (или залезает) в коня, человека, корову. При расправе с Велесом, Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы, убивает всякого, в кого поместился Велес. Бросился тогда Велес в воду и притаился на дне. «Вот там и сиди, там тебе и место», вскричал Перун. Разбил он своими молниями ворота каменных пещер, выпустил стада-тучи на небо. Два дня шел теплый дождь. Напилась влаги мать сыра земля, вернулось на землю плодородие, обилие, богатство. По самым простонародным представлениям, он и убивает всякий раз своего соперника, что спрятался в этих предметах или живых существах. Этот миф может быть растолкован и так, что Земля попадает к Велесу в зимнее время, и он хранит ее от посягательств мертвящего холода Чернобога. Весной приходит небесный бог и отбирает, или просто берет ее для должного дела.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.