Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимофей Чеченин
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 7 города Буденновска Урок литературы «Слово как носитель информации в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Смирнова З.М.. учитель русского языка и литературы, высшая категория Оборудование: мобильный класс, Технология:ИКТ 2006 год
2 Содержание урока Данный урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Он имеет характер демонстрационного урока и направлен на то, чтобы помочь учащимся разобраться в словесной живописи Ф.М.Достоевского
3 Цели и задачи урока: Приобщение к художественному миру романа; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции учащихся; воспитание эстетики прекрасного.
4 Еще в начале своего творческого пути Ф. М. Достоевский поставил перед собой цель – разгадать человека. Он писал: «Человек есть тайна, и ее надо разгадать. И если будешь разгадывать в течение всей жизни, то не говори, что зря потратил время». Достоевский открыл не просто двойственность, а раздвоение человеческой личности. Он показал, как в душе человека идет постоянная борьба между ДОБРОМ и злом, ЛЮБОВЬЮ и ненавистью, КРАСОТОЙ и безобразием, ВЕРОЙ и безверием, СОЗНАНИЕМ и ЧУВСТВАМИ. ( Человеческая душа « открывается как поле битвы, где Бог сражается с дьяволом.») « Человек есть тайна….. »
5 Прикоснемся к тексту великого романа Обратимся к тексту романа. Первая глава – самая совершенная в художественном отношении и чрезвычайно насыщенная разнообразными символами. Уже первая фраза является своеобразным зеркалом романа. Здесь берут начало 3 темы: время действия ( начало июля ), место действия ( Петербург, Столярный переулок ), назван герой ( один молодой человек ) определено основное его состояние «нерешимость».
6 Раскольников переживает БОЛЕЗНЕННОЕ и ТРУСЛИВОЕ ощущение. Оно вызвано тем, что он кругом должен хозяйке. Выделенные слова – имена прилагательные. Но преобладают в первой части первой главы все- таки глаголы: НАНИМАЛ, ОТПРАВИЛСЯ, ИЗБЕГНУЛ, ЧУВСТВОВАЛ, СТЫДИЛСЯ, МОРЩИЛСЯ, БОЯЛСЯ, УЕДИНИЛСЯ. До начала романа Раскольников жил, действовал, чувствовал, одним словом, жил. Глаголы придают тексту динамику, задают тон.
7 Читаем второй абзац. « На улице жара стояла страшная, к тому же ДУХОТА, ТОЛКОТНЯ, ИЗВЕСТКА, ЛЕСА, КИРПИЧ, ПЫЛЬ, ВОНЬ, ПЬЯНЫЕ. Эти имена существительные обозначают предметы, которые окружают Раскольникова. Можно провести параллель между предметами окружающими героя, и его душевным состоянием. Не может человек жить в гармонии со своими умом и сердцем, если вокруг такое.
8 Во втором абзаце найдем фразу, которая поможет увидеть рождение одного из главных конфликтов романа: «…ТРУСЛИВОЕ ОЩУЩЕНИЕ, КОТОРОГО СТЫДИЛСЯ И ОТ КОТОРОГО МОРЩИЛСЯ…»
9 Разберемся, какие чувства испытывает герой. Болезненное душевное состояние Раскольникова- это не что иное, подсознательный голос СОВЕСТИ.( Совесть –чувство духа человеческого, различающее добро от зла…Труднее обольстить совесть, нежели ум…Совесть- естественный закон…) Этого ощущения и стыдился Раскольников, то есть стыдился своей совести. Голос совести
10 Душа Раскольникова- поле битвы В душе героя борются противоположные чувства: совесть и гордыня. Источником низкого нравственного чувства является ИДЕЯ, поселившаяся в голове Раскольникова.
11 Раскольников идет «делать пробу» из 3 абзаца первой части узнаем, что никакой хозяйки, в сущности, герой не боялся, но ничего со своим страхом, несмотря на свои ум, гордость и огромную волю, сделать не мог. Заглушить человеческое в себе Раскольников бессилен. Особенный страх его связан с тем, что он шел « делать пробу».
12 Подумаем над деталями Раскольников- «темно- рус»,прохожий обозвал его «немецким шляпником»,перестал посещать университет полгода назад, потому что худо одет.За такими деталями раскрывается идея раскола, произошедшего в душе конкретного человека. Родион Романович Раскольников- это не что иное, как «раскол родины Романовых».Душа русской нации противопоставляется в романе уму, сознанию, которые опираются на идеи, пришедшие с Запада, из Германии.
13 Задумаемся над прочитанным После успешной «пробы», несмотря на то что старуха- процентщица была отвратительна, с злыми глазками и шеей, « похожей на куриную ногу», у Раскольникова появляется мысль о том, что он задумал «вздор…нелепость, ужас…что все это грязно, пакостно, гадко, гадко».Но разум «твердит»: «Все это вздор, и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!» Ключевое слово главы, характеризующее мир, в котором живет герой, объясняющее причину неразрешимого конфликта его с этим миром,- слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ»
14 Безобразная мечта Безобразен Петербург, безобразны пьяные, старуха- процентщица. Все это отталкивает от себя умного, гордого и красивого Раскольникова и вызывает в его душе безобразные чувства: «чувство глубочайшего омерзения» и «злобное презрение». Из этих чувств рождается «БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА».
15 Великий гуманист учит Опираясь на проделанную исследовательскую работу с текстом 1 главы романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,можем сделать вывод: истоки преступления Раскольникова – в безобразном, уродливом состоянии мира, который вызывает в душе его, главным образом, отвратительные чувства. Из этих чувств рождаются самые разные мысли, каждая из которых тяготеет к одному из полюсов ( ДОБРО- -- ЗЛО). Затем в результате борьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона.
16 Петербург глазами современника Роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»-- петербургский роман. Облик города в произведении предстает мрачным, холодным, неприветливым. Плохо живется в нем персонажам романа. А вот каким видят Петербург Достоевского наши современники.
17 Список литературы Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Б.И.Бурсов « Федор Михайлович Достоевский».М г. Ю.И.Селезнев «Достоевский».М Е.П.Саруханян «Достоевский в Петербурге».Л.1970г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.