Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаргарита Ярочкина
1 Фразеологизмы Работу выполнил учащийся 8 класса Шушаков Никита 2011 – 12 учебный год
2 Вступление, или дети понимают всё буквально Четырёхлетняя девочка спросила у матери, скоро ли наступит лето. – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету. Другой ребёнок, услышав, что пришедшая к ним в гости старуха собаку съела на каких-то делах, спрятал от неё подальше своего любимого пса. Я в школу не пойду, - заявляет пятилетний Серёжа. – Там на экзамене ребят режут. В основе этих забавных случаев, рассказанных Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти», сложное и интересное явление русского языка.
3 Понятие фразеологизма Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В них слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, выражение « не успеешь оглянуться» значит «скоро», «собаку съел» - опытный в каких-то делах, «резать на экзамене» - провалить на экзамене. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» – выражение и «логос» – учение.
4 Грамматическое строение. Фразеологизмы русского языка различаются грамматическим строением. По грамматической структуре их можно разделить на два основных разряда. Первый разряд составляют фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения, то есть такие, в которых можно выделить подлежащее и сказуемое, например: бабушка надвое сказала, след простыл, как корова языком слизала. Второй разряд – это фразеологизмы со структурой словосочетания: сесть в калошу, авгиевы конюшни, властитель дум. Фразеологизмов – предложений в русском языке меньше.
5 Типы фразеологизмов - словосочетаний Фразеологизмы – словосочетания различаются по тому, слова каких частей речи они в себя включают и по тому, какое слово в них является главным. По главному слову различаются два типа фразеологизмов: именные и глагольные.
6 Именные фразеологизмы-словосочетания В именных фразеологизмах главным словом чаще всего бывает имя существительное: например: белые мухи, эзопов язык, гвоздь программы, злоба дня. Встречаются и такие фразеологизмы - словосочетания, в которых в роли главного слова выступает имя прилагательное. Например: лёгкий на подъём, тугой на ухо.
7 Глагольные фразеологизмы - словосочетания В глагольных фразеологизмах – словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а зависимое слово может быть выражено именем существительным или наречием, например: ходить козырем, заваривать кашу, видеть насквозь. К фразеологизмам – словосочетаниям примыкают и такие, в составе которых слова, связанные сочинительной связью: ни рыба ни мясо, ни дна ни покрышки, без сучка без задоринки.
8 Синтаксическая роль фразеологизмов. В предложении фразеологизмы могут выступать в роли любого члена предложения. Однако чаще всего они бывают обстоятельствами или сказуемыми.
9 Роль обстоятельства А будешь разговаривать – так вспрысну (как?), что до новых веников не забудешь! (М. Е. Салтыков - Щедрин).
10 Роль сказуемого А вот что потом, после своей ошибки человек делает – это другой вопрос! Твой отец (что делал?) Лазаря никому не пел (то есть не жаловался). (К. Симонов)
11 Роль определения Реже используются фразеологизмы в качестве других членов предложения, в частности, определения: На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, (какой?) видавший виды (то есть сильно поношенный, долго бывший в употреблении) «виллис», оставленный там ещё зимою. (М. Шолохов)
12 Роль дополнения Мы увидели на клумбе (что?) анютины глазки.
13 Роль подлежащего Лучевая болезнь (что?) очень опасна. В качестве дополнений и подлежащих употребляются в основном фразеологизмы-термины, например, названия цветов, трав (пастушья сумка, ивановы кудри), медицинские названия (берцовая кость, слепая кишка).
14 И … напоследок Данная работа – своего рода ступенька к изучению сложной темы. Наш совет – не пугайтесь трудностей, идите дальше, грызите гранит науки, овладевайте навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи. Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.