Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВасилий Якименко
1 Творческая научно-исследовательская работа по литературе Тема: «Былины и образы богатырей «на службе» российской мультипликации начала XXI века» Работу выполнили ученицы 8 класса Масловской СОШ Гирфанова Анна и Фёдорова Виктория. Руководитель Воронина И.В.
2 Былины и образы богатырей «на службе» российской мультипликации начала ХХI века. Предметом исследования являются древнерусские былины и современные отечественные мультфильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей, «Добрыня Никитич змей Горыныч». Объект исследования Объектом данного исследования стали образы былинных богатырей в стилизованных современных мультипликационных копиях. Предмет исследования
3 Цели исследования 1. Проследить, какого рода трансформации подверглись образы былинных богатырей в мультипликации (метод сопоставительного анализа). 2. Исследование способов воздействия фольклорных клише на зрительское восприятие (метод сопоставительного анализа). 3. Проанализировать, как влияет на неподготовленных читателей (младших школьников) мультипликационная «стилизация под былину» (пародия) на этапе восприятия былины как жанра и на этапе формирования отношения к главным героям былин (метод сопоставительного анализа, метод построения гипотез, анкетирование).
4 Задачи, которые помогут достигнуть цели, определяем следующим образом: 1. Сопоставительный анализ образов былинных богатырей и их мультипликационных «копий»; 2. Анализ сюжетной линии, элементов композиции, особенностей речи героев мультипликационных фильмов; 3. Изучение анкетных данных, статистические выводы.
5 Введение Русь былинная… Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Героические песни – былины, дошли к нам из глубины веков. Богатырь – герой русских былин, отличающийся необычной силой, мужеством и умом, совершающий воинские подвиги. (Д.Н. Ушаков. «Большой толковый словарь современного языка».)
6 Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом. Как писал известный исследователь былин Круглов: «Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. Начало ХХI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Почему-то авторы этих лент решили, что «строить» нужно, разрушая уже веками построенное.
7 Одна журналистка, представившаяся матерью двоих детей, пришла после просмотра мультфильмов к печальному выводу: «Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на отлично. Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых "богатырских" фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято, утверждая простую истину, что ничего святого уже нет». В своем исследовании мы попытаемся доказать, что упомянутые мультфильмы действительно оказывают на детские души влияние, разлагающее нравственные основы воспитания.
8 Собиратели былин и создатели «антибылин».
9 В 1804 году в Москве вышла книга «Древние российские стихотворения». При ее переиздании затем стали добавлять: «собранные Киршею Даниловым». Ученые предполагают, что это был первый собиратель былин. В своем сборнике, помимо различных фольклорных произведений он поместил 26 былин. До 60-х годов ХIХ века сборник Кирши Данилова был единственным источником, знакомившим читателей с удивительным миром былин. Однако, оказалось, что совсем рядом со столицей, Санкт-Петербургом, в Олонецкой губернии есть сказители, которые исполняют былины, совсем не похожие на те, что записал Кирша Данилов. Политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии настоящую кладовую русского фольклорного творчества. Так читателям стали известны былины «Святогор», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Алеша Попович», «Михайло Данилович», «Сухман» и многие другие.
10 Вдохновленный открытием Рыбникова, в Олонецкую губернию отправился Александр Федорович Гильфердинг, известный ученый-славист. Он, в свою очередь, записал множество новых былин и вариантов былин. Этот ученый умер от тифа, когда совершал вторую фольклорную экспедицию в Олонецкий край. Ему был всего 41 год. На рубеже 19 – 20 веков ученые-фольклористы обнаружили и записали былины в Архангельской губернии. Благодаря А.Д. Григорьеву, А.В. Маркову, Н.Е. Ончукову русская культура обогатилась более чем 500 записями былин. Большое воздействие оказали былины на нашу литературу. Еще писатели XVIII века обращались к былинам. Такие произведения, как пьеса Г. Р. Державина "Добрыня", волшебная опера И.А.Крылова "Илья-богатырь", поэма Н.М.Карамзина "Илья Муромец" и другие произведения, созданы на основе русского былинного эпоса.
11 Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П.Бородин создал оперу-фарс «Богатыри», а своей Второй симфонии дал название «Богатырская». Использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах. Соратник А.П.Бородина по «могучей кучке» (объединению композиторов и музыкальных критиков) Н.А.Римский-Корсаков дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину «Садко», а позднее одноименную оперу. Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы оформлял художник И.Я. Билибин. В.М.Васнецов в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» и «Богатыри». К былинным сюжетам обращался и М.А.Врубель. Декоративные панно «Микула Селянинович» и «Богатырь» по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы.
12 Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л.Птушко «Садко», оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я.Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н.А.Римского - Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер- мультипликатор В.В.Курчевский создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется «Садко богатый». Русские люди всегда с открытой душой принимали все то, что было «родом» из былинного наследия. Настоящие читатели разборчивы и требовательны. Хотя и их читательский вкус прошел определенные испытания. В 30-е годы ХIХ века былину как жанр пытались превратить в очередное средство пропаганды политического курса. Это был, пожалуй, первый опыт стилизации под былину.
13 Создатели мультипликационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004г.), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), видимо, решили идти именно этой дорожкой, нехоженой с тридцатых годов прошлого века. Цели у них, правда, были другие. Основная – развлечь публику, причем угодить при этом зрителям разного возраста; а другая – кассовые сборы.
14 2. Богатырь Алеша Попович и его пародийный образ в мультипликации.
15 Что же мы знаем, благодаря труду собирателей о богатыре Алеше Поповиче? Былинный богатырь Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смелый, хитрый, несколько легкомысленный, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша Попович и сестра Петровичей».
16 Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать – это дело для богатырей. Алеша Попович и его молодой помощник Еким оказываются на пиру киевского князя Владимира. Они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед Владимиром.
17 Все повествование, как это обычно бывает в былинах, построено на антитезе (то есть противопоставлении) добра и зла. Силы добра олицетворяют богатыри, а воплощением зла является Тугарин Змеевич – непрошенный гость на пиру киевского князя. Поведение Тугарина нарочито вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугарином Змеевичем. Алеша Попович отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Оказывается, он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое». Образ врага намеренно гиперболизировался, чтобы на этом фоне подчеркнуть, насколько храбры были богатыри, вступающие в смертельную битву с несметной силой вражеской.
18 Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому. Этот эпизод окрашен юмористическими нотками, на смех поднят тот, кто хвалился и презирал обычаи. Юмор в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - очистительный поток, вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества справедливости. Комическое в таком, казалось бы, «серьезном» жанре древнерусской литературы, как былина, все же встречается нередко. Существовали даже былины-скоморошины, пародирующие былинный эпос. Иногда встречаются эпизоды, когда под градом насмешек оказывается сам главный герой, богатырь. Но в отличие от посрамления отрицательного персонажа, смех в данном случае выступает не как средство уничтожения, а как сила, пробуждающая героя к действию, когда он вынужден доказать свое положение не "шута", а богатыря.
19 Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в "прежнюю" историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. "Идеальный образ" разрушается, и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится "смешным". В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немногое: имя и физическая сила. Он вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса символ мужской силы.
20 Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. Как говорится, сила есть... В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша "по простоте душевной" использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же "нечаянно", сбивает грибы, отшвыривает ногой мелких зверушек. С такой же легкостью, какой он наносит людям удары, Алеша и признает свои ошибки, мол, "хотел как лучше, а получилось...".
21 Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильме становятся старики и старухи: то в них стрела вонзится (конечно же в то самое место), и эта комедия положений уже делает свое дело – зрители одобрительно смеются, то лошадь лягнет, то чем -нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую использую т вместо орудий. Лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, словно страшнее порока у человека и быть не может.
22 Кощунственно было бы считать мультфильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными, что периодически подчеркивают авторы. Осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Ни в одной стране мира так еще не преподносили культурное наследие народа.
23 Мы видим, что пародии на былину внедряются в детское сознание и при помощи юмора поселяют в душах уверенность в привлекательности безнравственных героев. Нами было проведено анкетирование школьников 5-11 классов. (Анкета «Изучение восприятия былинных фольклорных клише в мультипликации».) 1). Ты читал русские былины? - Да (72 чел.) - Нет (1 чел.) 2). Какой персонаж мультфильма тебе больше всего понравился? Почему? 1 место – конь Юлий (38 чел.) 2 место – Алёша Попович (15 чел.) 3 место – Любава (10 чел.) 4 место – Тихон (5 чел.) 5 место – ослик Моисей (4 чел.) 6 место – Тугарин Змей (1 чел.)
24 3). Подчеркните качества, которыми обладает Алёша Попович в мультфильме и русские богатыри, описанные в былинах. КачестваАлёша Попович в мультфильме Русские богатыри в былинах Умный Мудрый Глупый 6 -- Смелый Сильный Трусливый 1 -- Суровый Влюбчивый 16 --
25 «Рейтинг» говорит сам за себя. Конь Юлий (вспомним его потребительское отношение к жизни) – самый любимый персонаж детей. Их ответы на вопрос «Почему понравился герой?» таковы: «Смешной, умеет говорить; трусливый, говорит много; когда конь кувыркался, было смешно; смешно танцует и поёт, всех смешит». Сам главный герой вовсе оказался для ребят не главным, набрав всего 15 голосов. Девочкам нравится Любава, потому что красивая. Ослик Моисей, наверное, понравился тем ребятам, которые умеют сострадать. Но как их мало, всего 3 человека! Голос получил даже Тугарин Змей. Нет ни одного голоса лишь у многострадальной бабки, которую поколачивают на протяжении всего мультфильма Алёша Попович.
26 Мы видим, что былинный герой хоть и выигрывает в уме, мудрости, мужественности, но вот в смелости и силе проигрывает герою мультфильма. В мультфильме Алёша «незаслуженно» признан смелым, суровым, мудрым, умным. Что же толкнуло детей «приписать» положительные качества тому, кто или на самом деле ими не обладает? Ответ один – симпатия к персонажу. Симпатия вызвана тем самым смехом, который сближает образ на экране и юных зрителей. А значит, верно наше утверждение, что при этом происходит пусть и не насильственное, но всё-таки внедрение в детское сознание, плохое» кажется «хорошим».
27 1. Юмор в мультфильме притупляет мыслительную деятельность учащихся. Они перестают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои поступки не способны оценить в соответствии с нормами морали и нравственности. 2. Надо больше читать, чтобы не попадаться «на удочку» дельцам от анимационного искусства, для которых детская душа – пластилин. Вывод
28 1). «Былины: книга для внеклассного чтения». Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985 г. 2). «Героические былины» – М.: Детская литература, 1993 г. 3). Пропп В.Я. «Проблемы катаклизма и смеха» – М. Лабиринт, 1999г. Литература
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.