Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтанислав Сливерсткин
1 Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребёнком. Учитель-логопед: Сорокина Л.Ю. МКОУ «Коткозерская сош»
2 Совместное рисование – особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. Совместное рисование – это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребёнка, а особый метод обучения.
3 Совместное рисование предполагает: ознакомление с окружающим развитие активности развитие речи и жестов психотерапию
4 Развитие активности Если педагог предлагает аутичному ребёнку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Аутичному ребёнку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребёнок не умеет ждать.
5 Чтобы использовать уникальную возможность для развития аутичного ребёнка,взрослый должен следовать определённой тактике: побуждать малыша выражать свои желания любым приемлимым способом- словом,жестом прерывать рисование,задавать вопросы,делать паузы,как бы дожидаясь ответа и действий
6 Ознакомление с окружающим Совместное рисование открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребёнка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удаётся уточнить часть представлений, которые у него уже есть. Спонтанные проявления ребёнка дают возможность сделать много интересных выводов относительно его знаний об окружающем мире.
7 Ребёнок готов принять новое, только бы поскорее достичь желаемого.Но необходимо соблюдать ряд принципов: постепенность дозирование нового материала учёт интересов и желаний ребёнка
8 Развитие речи и жестов Метод совместного рисования в работе с аутичным ребёнком даёт возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь.
9 Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития активной речи: помимо функции общения, она является средством проявления аутичным ребёнком активности во время занятия. Необходимо создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
10 Учить аутичного ребёнка пользоваться жестами. Развивать указательный жест, жесты «дай» и «на»,придумывать новые жесты. У ребёнка может появиться «арсенал» жестов, при помощи которых он сможет выражать свои желания.
11 Психотерапия Совместное рисование даёт возможность проведения с ребёнком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребёнка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты,то,чего ребёнок боится, и т.д.Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий.
12 Этапы развития совместного рисования Совместное рисование взрослого с аутичным ребёнком требует поэтапного развития. Интерес аутичного ребёнка направлен на мир предметов. Этапы развития предполагают строгую очерёдность только в ситуации первого знакомства ребёнка с этим методом обучения.
13 В дальнейшем появляется возможность ускорения прохождения одних этапов, сворачивая других. В дальнейшем всё легче будет добиваться согласия ребёнка на введение новых деталей, на расширение сюжета. Но в целом логика развития рисунка будет сохраняться.
14 1 этап – налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Н ачинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребёнка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Такие комментарии не могут оставить ребёнка равнодушным. В любой момент рисуйте то, что значимо для ребенка. А однажды он попросит нарисовать то, что ему хочется.
15 2 этап – рисование «по заказу» ребёнка Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. На этом этапе придётся бессчётное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики,кубики,бутылочки и т.п. Мышление аутичного ребёнка стереотипно.
16 3 этап – постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения Постепенно начинайте использовать в рисовании различные материалы. Одновременно вводить в рисунок новые детали, варьировать размер,форму,цвет и положение в пространстве. Помните о том, что ребёнку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.
17 Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребёнок обязательно, согласится с привнесением нового. Его заинтересует волшебное преобразование на бумаге его любимого предмета.
18 4 этап – вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую – то важную деталь и, когда ребёнок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Можно предложить несколько вариантов развития рисунка,а он выберет тот, что ему нравится.
19 5 этап - введение сюжета На этом этапе ставшие такими близкими ребёнку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция,смысл.Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребёнка. Это может быть сюжет из жизни самого ребёнка.
20 6 этап - дальнейшее развитие сюжета После того как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых сюжетных линий. На данном этапе происходит формирование у ребёнка новых представлений об окружающем мире.
21 7 этап – перенос полученных знаний в другие ситуации На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке. конструировании и т.д.) Непосредственный перенос сюжета в реальную жизнь подтверждает эффективность этого метода в работе с аутичными детьми.
22 Использование специальных приёмов В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приёмы. Использование наклеек с различными изображениями,что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребёнком, который не умеет ждать.
23 Использование наклеек даёт возможность вовлечь ребёнка в процесс совместного рисования, т.к. детям нравятся манипуляции с наклейками. При этом усвоение новой полезной информации проходит эффективнее,чем в других ситуациях обучения.
24 Изготовление из рисунков книжек Для того, чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования можно было использовать в дальнейшем обучении ребенка, необходимо делать из рисунков книжки. В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или фразой.
25 Аутичному ребёнку будет легче и интереснее читать о том, что ему близко. При правильном подходе обычно удаётся вызвать у аутичного ребёнка интерес к совместному рисованию. Одним из главных итогов такой работы станут активность ребенка, полученное им удовольствие от деятельности его заинтересованность в результате.
26 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.