Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕвгений Попышев
1 Портрет Выполнила : Пилясова Татьяна, учащаяся 4 класса отделения изобразительного искусства, ДШИ 2 ЗАТО Шиханы Саратовской области Руководитель : Князева Татьяна Борисовна 2012 год
2 Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – жанр, целью которого является изображение какого-либо человека либо группы людей. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
3 На развитие портретного жанра влияют две тенденции : прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно; развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума. Портрет в своей современной функции – порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке.
4 Проблеме сходства в портрете Основной проблемой портрета, мучившей художников всех времён, является проблема сходства. Но подход к сходству в портрете у заказчика и художника может быть совершенно различным. Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Он сознательно игнорирует некоторые из видимых элементов, другие он видоизменяет и даже вводит такие элементы, которых вообще не видит в натурщике. Так, например, известна история с портретом Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Воллару портрет не понравился. Тем не менее, несмотря на то, что картина выполнена в кубизме, считается, что Пикассо изобразил Воллара более удачно и проницательно, чем его коллеги, писавшие Воллара реалистично. П. Сезанн О. Ренуар П. ПикассоФото
5 Влияние личности художника Любой портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток, что позволяет сразу узнавать руку художника. Так, например, все портреты кисти Рокотова узнаются по улыбке и «сладкому» выражению лица.
6 Влияние эпохи Для глубины проникновения портретиста в личность модели важно также, в какой исторический период развития искусства создавалась картина. Портрет есть понимание индивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения данной эпохи. Так, роскошь, условность и манерность придворного этикета в XVII – XVIII веках породили портрет-позу. Индивидуальность здесь предельно декорирована костюмом. Такой портрет не столько открывает индивидуальность, сколько скрывает её.
7 Визуальные характеристики модели Чаще всего модель на портрете изображается с серьёзным выражением лица, лишь изредка – с небольшой улыбкой. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Для портрета характерен одушевлённый покой, человек находится в созерцании, размышлении, сосредоточенности, погружении в самого себя. Важнейшей портретной проблемой для живописца является передача человеческого лица и его рук. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке.
8 Важным моментом, создающим настроение портрета, является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору, или же взгляд может быть уведён мимо, кажется невидящим и сосредоточенным на собственных мыслях. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Если поворот головы направлен в одну сторону, а зрачки в другую, то есть человек как бы оглядывается – то в портрете возникает движение. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной.
9 Если глядя на лицо в портрете мы сосредотачиваем свой взгляд прежде всего на глазах, то в руках – на пальцах. Недаром говорят, что «глаза – зеркало души человека, а руки – зеркало его тела». Изображение рук – одно из важнейших средств психологической характеристики. После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю. Их форма, их движения и жесты, как они прикасаются к чему-нибудь или как они держат какой-нибудь предмет – всё это становится неповторимой частью индивидуального облика человека.
10 Ракурсы портретного изображения Необычайно важны для зрителя ракурсы портретного изображения. Самым богатым внутренними возможностями оказывается трёхчетвертной ракурс, полуоборот. Именно он становится каноническим для живописного портрета. Даже если вся фигура написана в фас, то голова всё равно хоть немного развёрнута в сторону. Так живописец избегает пристального взгляда персонажа на зрителя, который мог бы выдать его актёрство.
11 Немаловажную роль в портрете выполняют атрибуты (вещи, растения, животные), фон и костюм персонажа. Они помогают отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы, выполняют роль подсказок, создают подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. Вещи вокруг человека часто позволяют выстроить целое повествование о его жизни.
12 Портреты могут изображать людей, как подчёркнуто позирующих, так и в повседневной жизни – за каким-либо занятием. В некоторых исторических периодах целью портрета было запечатлеть и показать власть и могущество изображённых, поэтому был распространён так называемый «парадный портрет»; в другие эпохи художники более стремились отразить спонтанность, естественность и полноту жизни. Такой портрет называется камерным.
13 Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Так, например, исторический портрет изображает какого-либо деятеля прошлого создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера. В портрете-картине портретируемый представлен в сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, другими людьми, а в костюмированном портрете человек изображается в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
14 По числу изображений на одном холсте, помимо обычного, выделяют двойной и групповой портреты. Также бывают парные портреты, написанные на разных холстах, и согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Такие галереи были особенно популярны в культуре русского дворянства, как показатели вкуса её владельца и предметы особой гордости.
15 Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Ведь портрет способен заменить отсутствующую или умершую личность, выступив таким образом в качестве его двойника. Эта черта делает портрет важным не только в общественном, но и в его частном или семейном качестве. Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. Благодаря этому они могут претендовать на историческую достоверность, представляя своего рода зрительно постижимую семейную хронику и являясь носителем фамильного сходства.
16 Список используемых источников Электронные источники: vo/ZHANRI_ZHIVOPISI.html vo/ZHANRI_ZHIVOPISI.html Электронная художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Коминфо, Монографии, учебники, словари: Андроникова М. Об искусстве портрета. – М.,1975 Живопись и скульптура. – М., СЛОВО, 2002 Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 Периодические издания: Великие художники. – М., Комсомольская правда, 2010 Художественная галерея. – М., DeAGOSTINI, 2006
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.