Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГалина Недохлебова
1 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Лекция 3
2 СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ атрибутивные; объектные; релятивные; комплетивные; субъектные
3 АТРИБУТИВНЫЕ (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ) - Это отношения, при которых предмет определяется со стороны внешнего или внутреннего качества, свойства, признака, то есть «предмет + его признак»: лесной массив, зелёная роща, твой брат, первый ученик, бушующее море, туфли из замши, человек дела, девушка с характером, торговля оптом, езда верхом, беседа наедине. В предложении зависимое слово выполняет роль определения.
4 ОБЪЕКТНЫЕ (ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) - Это отношения между называемым в слове действием, состоянием или признаком и тем предметом, на который направлено действие, то есть «действие + предмет, на который направлено действие», напр.: любить музыку, защищать отечество, верность долгу, отказ от ошибок, достойный похвалы. В предложении зависимое слово выполняет роль дополнения.
5 РЕЛЯТИВНЫЕ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ) - это отношения, при которых действие, состояние, признак определяются со стороны условий проявления, то есть «действие + обстоятельства, характеризующие (определяющие) действие», напр.: гулять в лесу, ложиться на рассвете, слишком яркий. В предложении зависимое слово выполняет роль обстоятельства.
6 КОМПЛЕТИВНЫЕ (ВОСПОЛНЯЮЩИЕ) - эти отношения возникают при информативно недостаточных словах; следовательно, характерны для словосочетаний с максимальной спаянностью компонентов, напр.: три пальмы, два друга, ножка стола, стая птиц, много песен, слыть чудаком, стать здоровым, начать готовиться. Как правило, такие единицы в предложении выступают как синтаксически нечленимые словосочетания.
7 СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ это когда главное слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния, напр.: выступление артиста, распоряжение начальника, лязг колёс, рассказ преподавателя, доброта матери. Зависимая форма таких словосочетаний может быть преобразована в именительный предикативной основы. Ср.: Рассказ преподавателя – Преподаватель рассказывает. Доброта матери – Мать добрая.
8 Синтаксические отношения постоянно взаимодействуют, к основному грамматическому значению часто добавляется дополнительное значение; при этом образуется комплексное, контаминированное значение, напр.: добраться до города – объектно-релятивные; приехать за вещами – (за чем? зачем?) – объектно-релятивные; прогулки вечерами, Москва сегодня – атрибутивно-релятивные; берег моря, белизна снега – (чего? / какая?) атрибутивно-объектные отношения.
9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ СОГЛАСОВАНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ; ПРИМЫКАНИЕ. Данную тему выучить самостоятельно
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.