Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКирилл Арутюнов
2 Основа для разработки Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
4 Курс основы религиозных культур и светской этики Включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.
5 Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная учебно- воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
6 Курс основы религиозных культур и светской этики Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
7 Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
8 Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
9 Межпредметные связи По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История»
10 Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
11 Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
12 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
13 Культурологический подход В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.
14 Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном году
15 На основании обобщения отчетов по апробации курса ОРКСЭ можно сделать следующие выводы Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем) Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями Созданы региональные и муниципальные рабочие органы, координирующие апробацию курса ОРКСЭ
16 Уроки Учебные модули Основы право- славной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиоз-ных культур Основы светской этики 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Урок 1 Россия – наша Родина Урок 2 Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Культура и религия Что такое светская этика? Урок 3 Священное Писание Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Будда и его Учение Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Культура и религия Мораль и культура Урок 4 Священное Писание и Священное Предание Пророк Мухаммад – проповедническа я миссия Будда и его Учение Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Возникновение религий. Древнейшие верования Особенности морали Урок 5Во что верят православные христиане Прекрасные качества Пророка Мухаммада Буддийский священный канон Патриархи еврейского народа Возникновение религий. Религии мира и их основатели Добро и зло
17 Урок 6 Что говорит о Боге и мире православная культура Священный Коран и Сунна как источники нравственности Буддийский священный канон Евреи в Египте: от Йосефа до Моше Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака Добро и зло Урок 7 Что говорит о человеке православная культура Общие принципы ислама и исламской этики Буддийская картина мира Исход из Египта Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран Добродетели и пороки Урок 8Христианское учение о спасении Столпы ислама и исламской этики Буддийская картина мира Получение Торы на горе Синай Хранители предания в религиях мира Добродетели и пороки Урок 9 Добро и зло в православной традиции Исполнение мусульманами своих обязанностей Добро и зло Пророки и праведники в иудейской культуре Человек в религиозных традициях мира Свобода и моральный выбор человека Урок 10 Христианская этика. Заповеди блаженства Обязанности мусульман Ненасилие и доброта Пророки и праведники в иудейской культуре Священные сооружения Свобода и ответственность Урок 11 Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Обязанности мусульман Любовь к человеку и ценность жизни Храм в жизни иудеев Священные сооружения Моральный долг Урок 12Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду Обязанности мусульман Милосердие и сострадание Назначение синагоги и ее устройство Искусство в религиозной культуре Справедливость
18 Урок 13 Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание Обязанности мусульман Отношение к природе Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Искусство в религиозной культуре Альтруизм и эгоизм Урок 14 Спаситель. Жертвенная любовь Для чего построена и как устроена мечеть Буддийские святые. Будды Молитвы и благословения в иудаизме Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Дружба Урок 15 Спаситель. Победа над смертью Мусульманское летоисчисление и календарь Семья в буддийской культуре и ее ценности Добро и зло Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Что значит быть моральным? Урок 16 Творческие работы учащихся Урок 17 Подведение итогов Урок 1 Православие в России Ислам в России Буддизм в России Иудаизм в России Религии России Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Урок 2Православный храм Семья в исламеОсновы буддийского Учения и этики Основные принципы иудаизма Религии РоссииНравственный поступок
19 Урок 3 Православный храм и другие святыни Нравственные основы семьи в исламе Человек в буддийской картине мира Основные принципы иудаизма Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Золотое правило нравственности Урок 4 Православные Таинства. Символический язык православной культуры Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим Человек в буддийской картине мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Стыд, вина и извинение Урок 5 Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство Буддийские символы Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Честь и достоинство Урок 6 Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие Буддийский храм Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Совесть Урок 7Православный календарь, его символическое значение Забота о здоровье в культуре ислама Буддийские святыни Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией Религиозные ритуалы в искусстве Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Урок 8Православный календарь. Почитание святых Ценность образования и польза учения в исламе Буддийский календарь Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности Календари религий мира. Праздники в религиях мира Джентльмен и леди
20 Урок 9Православный календарь. Почитание святых Ценность образования и польза учения в исламе Праздники в буддийской культуре Еврейские праздники: их история и традиции Праздники в религиях мира Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 10Православный календарь. Почитание святых Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения Искусство в буддийской культуре Еврейские праздники: их история и традиции Семья, семейные ценности Этикет Урок 11 Православный календарь. Праздники Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения Священные буддийские сооружения Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа Долг, свобода, ответственность, учение и труд Праздники Урок 12Христианская семья и ее ценности Искусство ислама Буддийские ритуалы Ценности семейной жизни в иудейской традиции Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий Жизнь человека – высшая нравственная ценность Урок 13 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 14 Подготовка творческих проектов Урок 15 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
21 Урок 16 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. Урок 17 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.