Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮлия Болгова
2 Юно́на» и «Аво́сь» одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
3 Содержание 1 История создания 2 Первоисточник сюжета 3 Сюжет 4 Список музыкальных тем 5 Исполнители оригинальной аудиоверсии 6 Телеверсии 7 Примечания 8 См. также 9 Ссылки
4 История создания В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал: Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется Авось! о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор. [1] В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще)[1], авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене. В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу
5 При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечи у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере).[1] Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке). Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам: Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. [2] Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее. В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом (исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов).
6 Первоисточник сюжета Сюжет поэмы «Авось!» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». [3] Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет.(годы жизни Резанова ). Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой Я тебя никогда не увижу. Естественно, и поэма, и опера не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский: Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство.
7 Сюжет Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него… Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Фернандо. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Фернандо. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя. Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви… В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью. Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско. Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.
8 Список музыкальных тем Пролог Отпевание Романс «Я тебя никогда не забуду» Ария Резанова «Душой я бешено устал» Сцена в церкви, молитва Ария Пресвятой Девы Песня моряков «Авось» Плавание Прибытие в Америку Сцена на балу Белый шиповник Ночь. Спальня Кончиты. Ария Резанова «Ангел, стань человеком» Дуэль с Фернандо Помолвка Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий» Хор и сцена «Воздайте Господу» Сцена в келье. Ожидание Кончиты Финал Эпилог. «Аллилуйя»
9 Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1983, содержит запись 1980 года, то есть еще до премьеры самой рок-оперы в театре. [2] Впоследствии был выпущен аудиодиск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (диск 1983 года был записан без их участия), с несколько другим содержанием: Пролог Романс Офицеров Душой Я Бешено Устал Молитва Первая Молитва Вторая Ария Девы Авось Белый шиповник Ангел, Стань Человеком Я Тебя Никогда Не Забуду Хор Воздайте Господу Я Умираю От Простой Хворобы 35 Лет Ожидания Реплика Человека От Театра Аллилуйя В честь пятнадцатилетия
10 Исполнители оригинальной аудиоверсии Резанов Геннадий Трофимов Кончита Анна Рыбникова Фернандо Петерис Тилс Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий Феликс Иванов Голос Богоматери Жанна Рождественская Солист в прологе Роман Филиппов Давыдов Константин Кужалиев Хосе Дарио Аргуэльо Александр Самойлов Молящаяся женщина Р. Дмитриенко Молящаяся девочка Оля Рождественская Моряк В. Ротарь Группа молящихся А. Садо, О. Рождественский, А. Парани
11 Телеверсии Существует две телеверсии спектакля 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым. В новой версии, снятой к 20-летию спектакля, заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Рак
12 Алексе́й Льво́вич Ры́бников Алексе́й Льво́вич Ры́бников (род. 17 июля 1945 года, Москва, СССР) советский и российский композитор, Народный артист России (1999)[1], Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), лауреат международных и общественных премий. С 1969 года член Союза композиторов, с 1979 Союза кинематографистов. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы. Автор музыки к рок-операм «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», к ряду опер и спектаклей, а также для более чем восьмидесяти фильмов, таких как: «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Через тернии к звёздам», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» и др. В 1983 году стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В 1992 году был награждён орденом Орла I степени за деятельность общенародного значения. За заслуги перед детским кинематографом в 2008 году награждён Орденом Буратино.
13 Содержание 1 Биография 2 Музыка к фильмам 3 Симфоническая и камерная музыка 4 Спектакли театра Алексея Рыбникова 5 Награды и звания 6 Примечания 7 Ссылки
14 Биография Родился в творческой семье. Мать Алексея Рыбникова была художником-дизайнером, отец скрипачом, работавшим в оркестре Александра Цфасмана. Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес, в 11 балет «Кот в сапогах». С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского по классу композиции А. И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же музыканта. С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции. Алексей Рыбников автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям. Среди них наиболее известны рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось» (по поэме А. Вознесенского) в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных». В конце 1994 начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная опера» в США. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс высоко оценил «Литургию оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов»[2]. В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова. В 2000 году в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»). С 26 июля 2010 года член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[3].
15 Музыка к фильмам 1968 Три дня 1966 Всадник над городом Виктора Чернышёва 1969 День и вся жизнь 1971 Остров сокровищ 1972 Без трёх минут ровно 1974 Большое космическое путешествие 1974 Пётр Мартынович и годы большой жизни 1975 Потрясающий Берендеев 1975 Когда дрожит земля 1975 Приключения Буратино 1976 Дневник Карлоса Эспинолы 1976 Дневной поезд 1976 Эквилибрист 1977 Исчезновение 1977 Обратная связь 1977 Усатый нянь
16 Телефильмы и короткометражные фильмы 1970 Лёлька (в киноальманахе Пробуждение) 1974 Ералаш 1975 Приключения Буратино (2 серии) 1976 Мушкетёры 4 «А» 1976 Эквилибрист 1977 Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки (2 серии) 1979 Диалог 1979 Осенняя история (2 серии) 1979 Тот самый Мюнхгаузен (2 серии) 1980 Путь к медалям 1980 Мнимый больной 1983 Сказка о Звёздном мальчике 1983 Юнона и Авось 1985 Дороги Анны Фирлинг (4 серии) 1986 Где родятся «Жигули» 1989 Чёрный принц Аджуба 1989 Ядерный век (War and Peace in the Nuclear Age) (11 серий) 1990 Мы (5 серий) 1993 Раскол (9 серий)
17 Мультфильмография Индекс (мультфильм) 1972 Только для взрослых. Выпуск Паучок Ананси и волшебная палочка 1973 Только для взрослых. Выпуск Достать до неба 1975 Фантик. Первобытная сказка 1975 Волк и семеро козлят на новый лад 1975 Вот какой рассеянный 1975 Чёрная курица 1975 Журавлиные перья 1977 Праздник непослушания 1977 Бедная Лиза 1978 Муми-Тролль и другие 1978 Муми-Тролль и комета 1978 Муми-Тролль и комета. Путь домой 1978 Происшествие в музее 1982 Знаки 1985 Миниатюры 1985 Стрелочник 1987 Ключи от времени 2004
18 Симфоническая и камерная музыка «Магазин игрушек» (балет на льду) «Кот в сапогах», балет в 3-х действиях, 7 картинах, 1955 Andante для скрипки и фортепиано, 1957 Инвенция (Allegro) Инвенция для органа, 1957 Инвенция трехголосная, 1957 Последний лист, по мотивам рассказа О Генри, 1957 Три пьесы для фортепиано (Скерцо, Интерлюдия, Адажио) Фуга двухголосная in G Фуга (Скерцо) Фуга трехголосная in C Фуга трехголосная in cis Сюита для скрипки с фортепиано в 3 частях, 1959 Шесть прелюдий, 1960 Сонатина для виолончели и фортепиано op.9, 1960 Сонатина для фортепиано op.12, 1960
19 Спектакли театра Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных» («Мистерия оглашенных»), Первая постановка 1992 «Красная Шапочка», тексты песен Юлий Ким, тексты интермедий Александр Рыхлов, постановка Театра Алексея Рыбникова в «Буратино», либретто Софьи Троицкой, тексты песен Юрий Энтин, постановка Театра Алексея Рыбникова в марте 2006 года «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», 1975, первая постановка на сцене театра Ленком Восстановлен театром Рыбникова в 2007 году «Юнона и Авось»: первая премьера прошла в Храме в Филях и спектакль назывался «Авось» (1979), затем первая постановка в театре в 1982 уже под легендарным названием «Юнона и Авось». Премьера обновлённой версии состоялась в июле 2009 года во Франции.
20 Награды и звания Заслуженный деятель искусства РСФСР (1989) Народный артист РФ (1999) Лауреат Государственной премии РФ (2002) Кавалер Почетного золотого Знака «Общественное признание» (2005) Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского (2005) Кавалер ордена Дружбы (2006) Лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007) Кавалер ордена Дягилева (2007) Обладатель Международной Общественной Премии в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира» (2007) Орден Почёта (2010) Лауреат национальных премий «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр» в области кинематографии Кавалер ордена Орла
21 Источник взятия материала
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.