Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерия Тимушкина
1 ПАМЯТКИ ПО ПРИЁМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2 I. Как выделять главное в тексте учебника Внимательно прочитайте параграф или его часть. Выделите главное в прочитанном тексте. Выделите известные вам понятия. Где вы встречались с ними ранее? Запишите новые понятия, определения, формулировки. Найдите в тексте примеры, сведения, факты, подтверждающие главное в содержании материала. Придумайте свои примеры, взятые из повседневных наблюдений, подтверждающих основную мысль (например, о свойствах вещества, областях его применения в народном хозяйстве, о взаимосвязи его применения со свойствами). Запишите основные мысли текста в тетрадь своими словами в виде заключения.
3 II. Как составить простой план прочитанного текста 1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. Запомните требования к плану : А) План должен полностью охватывать содержание текста (темы). Б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
4 II. Как составить сложный план прочитанного текста 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана), проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
5 III. Как пересказать текст учебника (статьи) Ознакомьтесь с содержанием предложенного текста. Внимательно прочитайте его. Найдите в тексте учебника ответы на поставленные вопросы и ответьте на них словами учебника. Составьте ответы на вопросы своими словами. Перескажите содержание параграфа своими словами (кратко, подробно, близко к тексту), используя план, составленный в классе. Подготовьте рассказ по тексту параграфа, используя учебник и иллюстрации.
6 IV. Как пользоваться иллюстрациями в качестве источника знаний Назовите цель применения рисунка, таблицы, схемы, диаграммы при изучении конкретного материала. Вдумайтесь в название рисунка, таблицы, схемы и т. д. Соответствует ли название иллюстрации представленному в ней содержанию? К какому разделу (части) параграфа относится данная иллюстрация? Рассмотрите внимательно рисунок, содержание таблицы, схемы. Найдите в тексте параграфа факты, сведения, которые подтверждают или конкретизируют содержание иллюстрации. Придумайте свои примеры, раскрывающие основные данные таблицы, схемы или диаграммы. Выделите основные взаимосвязи, которые представлены на таблице, схеме, графике. Составьте самостоятельно рассказ, пользуясь иллюстрацией. Поставьте самостоятельно вопросы к иллюстрации.
7 Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект должен отражать главное в содержании текста, быть полным (полный, не значит - подробный). Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит изложить его содержание в значительной мере своими словами (исключение: цитаты, правила, законы и т.п.). V. Как составить конспект текста учебника (статьи)
8 Этапы работы по составлению конспекта Прочитайте предложенный вам текст параграфа или статьи. Выделите главное в прочитанном тексте, т.е. вычлените наиболее существенное в содержании материала. Установите последовательность в изложении основных мыслей. Разделите материал на законченные смысловые части, озаглавьте их и составьте план текста. Кратко раскройте содержание каждого пункта плана. Запишите это краткое содержание пунктов плана в логической последовательности.
9 VI. Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумайте, соответствует ли он следующим требованиям: 1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий. 2. Последовательность и доказательность изложения. 3. Использование и объяснение новых химических терминов. 4. Использование цифровых данных. Отметьте речевые ошибки (ненужные повторы, бедность речи). Учитывая замечания, объективно оцените ответ. Постарайтесь сначала отметить положительные черты, а потом – недостатки.
10 Требования к качеству речи. 1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. 3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д. 4. Правильность и чистота речи. 5. Овладение стилем изложения, терминологией.
11 Несколько НЕ Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом. Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом. Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах. В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается. Реферат состоит иэ нескольких частей: титульный лист; оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата; введение; основная часть, состоящая из глав; заключение; список использованной литературы. VII. Как писать реферат
12 Во введении объясняется: почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых); какая литература использована: исследования, научно- популярная литература, учебная, кто авторы… (Клише: «Материалом для написания реферата послужили …») из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: «Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе … В заключении сформулированы основные выводы…»)
13 Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения) Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: «Таким образом,.. Можно сделать заключение, что… В итоге можно прийти к выводу…»)
14 В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними. Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата по определенным правилам.
15 Этапы работы над рефератом 1. Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой. 2. Составьте его план. 3. При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание. 4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников. 5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы. 6. Оформите реферат.
16 VIII. Пять правил запоминания: 1)Улови общий смысл материала. 2)Разбей его на части. 3)Составь план. 4)Заучивай, повторяй не механически. 5)Цель первого прочтения – общее ознакомление, второго – понимание материала, третьего – запоминание, четвертого – контроль: найди пробелы запоминания, проверь свой пересказ по книге.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.