Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Алюшников
1 Речевые и грамматические ошибки в нашей речи
2 Цель урока формирование навыков правильной речи; привлечение внимания учащихся, жителей поселка к нарушению норм культуры речи, пропаганда норм и правил русского языка.
3 Эпиграф урока Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками. И.С.Тургенев.
4 Обоснование урока РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА взрослого населения п. Рассвет (мужчин (40) и женщин (42) в возрасте от 18 до 70 лет): Как вы относитесь к речевым и грамматическим ошибкам? - я их не замечаю - 10 муж. 7 жен. - нормально, главное, чтобы информация была понятна -27 муж, 26 жен. - они меня раздражают и возмущают-3 муж. 9 жен
5 Анкетирование 1ЗАнялЗанЯл 2ПрибылАПрИбыла 3НачалАНАчала 4ПонялАПОняла 5СвЁклаСвеклА 6КлАлаКлалА 7ПослАлаПослалА 8ЗвонИшьЗвОнишь 9КластьЛожить 10ИхИхний 11ШофёрыШофера
6 Анкетирование 12ДоговорЫДоговорА 13ПоварАПОвары 14Пара сапогПара сапогов 15ЧулокЧулков 16НосковНосок 17ПомидоровПомидор 18ВаленокВаленков 19Сколько времени? Сколько время? 20Две ученицыДвое учениц 21С Девятым маяС Девятым маем 22Более красивыйБолее красивее
7 Результаты опроса взрослого населения Незнание морфологических норм: -формы числа имен существительных: ТРАКТОРЫ, ШОФЁРЫ, ДОГОВОРЫ; - степени сравнения прилагательных БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ; -формы сущ. в Род.п. мн. ч. ПАРА НОСКОВ -формы повелит. наклонения глагола ЛЯГ, ПОЕЗЖАЙ Незнание нормы ударения: ХВОЯ, ПОСЛАЛА, ТОРТЫ, СВЁКЛА, ЗВОНИШЬ Незнание синтаксических норм (управления): ПО ПРИБЫТИИ ПОЕЗДА, ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД. Опрошено 67 человек.
8 Результаты опроса учащихся начальной школы нарушение норм ударения - 19 человек Класть, положить или покласть, ложить – 17 Шофёры или шофера –-11 Пара сапог, носков, чулок или пара сапогов, носок, чулков - 14 Килограмм помидоров или помидор -16 Сколько времени? или сколько время? - 16 С Девятым мая – с Девятым маем - 8 Опрошено 40 человек.
9 Результаты опроса учеников старшей школы Незнание морфологических норм: употребление глагола жечь в 3 л. ед. ч (жгёт- жжёт спички) - 31 человек -формы Род.п. мн. ч. сущ. (пара носков, чулок, помидоров ) формы мн. числа сущ. ( шоферы, тракторы, договоры) глагола в повелит наклонении (класть - положить) - 33 собирательных числит. (трое связисток - три связистки)-18 даты, названия месяца в Род. падеже ( к первому сентября или сентябрю) -29 Образование превосходной и сравнительной степени прилагательных (красивейший, более красивый)-15
10 Результаты опроса учеников старшей школы Незнание норм ударения: (ЗАНЯЛ, ПРИБЫЛА, ПОНЯЛА, КЛАЛА,ЗВОНИШЬ, КРАСИВЕЕ,ТОРТЫ, ХВОЯ) - от 15 до 33 человек. Незнание норм управления: (оплачивать проезд, по прибытии поезда) -29 человек. Опрошено 64 человека.
11 Урок-конкурс Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Н. Бердяев
12 « Вирус в Королевстве грамматики» Действующие лица: Королева Грамматика Принцесса Морфология - Марфуша Всезнайка Министр Глагол Вирус.
13 Мне слово чудно… Мне слово чудно Изменить нетрудно: Поставил ударение на О, Исчезло чудно, Родилось чудно. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руки окуни, Не бойся: это окуни. Пересохла глина, Рассердилась Нина. Не мука, а мука- Поварам наука. Косит косец, А зайчишка косит, Трусит трусишка, А ослик трусит.
14 Расставь ударение ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЗАВИДНО, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ХВОЯ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПРИБЫЛ, ПОНЯЛ, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, КЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.
15 Расставили ударение ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЗАВИДНО, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ХВОЯ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПРИБЫЛ, ПОНЯЛ, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, КЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.
16 Определи род ПОВИДЛО ИНТЕРВЬЮ АВЕНЮ, ПОНИ, КАКАДУ, МИССИСИПИ, ТЮЛЬ, КОФЕ, КЕНГУРУ, РОЯЛЬ, ШАМПУНЬ, ШИМПАНЗЕ, ГОБИ. СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА.
17 Определили род ПОВИДЛО – ср. р. ИНТЕРВЬЮ – ср. АВЕНЮ –ж.р. ПОНИ –м.р. КАКАДУ – м. р. МИССИСИПИ – ж ТЮЛЬ – м. р. КОФЕ - м. р. КЕНГУРУ – м. ж РОЯЛЬ – м.р. ШАМПУНЬ –м.р. ШИМПАНЗЕ - м.ж ГОБИ – ж.р. СОНЯ – общ. р. НЕРЯХА -общ. р. НЕВЕЖДА –общ. р НЕВЕЖА –общ. р.
18 Исправь ошибки ЛЯЖЬ, ПАРА ПОМИДОР, ПОВАРЫ, ЛОЖИТЬ, СКОЛЬКО ВРЕМЯ?, ПАРА НОСОК, ИХНИЙ, ТЕКЁТ, ХОЧУТ, ИГРАТЬСЯ, ЕЗЖАЙ.
19 Сочини частушку ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ МНОГО УЗБЕКОВ, КИРГИЗОВ - МНОГО УЗБЕК, КИРГИЗ ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ БУХГАЛТЕРЫ - БУХГАЛТЕРА.
20 Найди ошибки в нашей речи Ошибки телеведущих. КУВЕТ – КЮВЕТ; НА СКОВОРОДУ - НА СКОВОРОДУ; СТРОГАННЫЕ ДОСКИ–СТРУГАННЫЕ ДОСКИ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КОМПЬЮТЕРЫ- КОМПЬЮТЕРА.
21 Наши ошибки ЧЁ, ИХНИЙ, ЕВОННЫЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ, СО ШКОЛЫ, ИСТЬ…
22 Исправь речевые ошибки В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
23 Исправь речевые ошибки Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
24 Девочка Рита… Девочка Рита К бабушке шла. Девочка Рита Денежку нашла. И купила Рита Бабушке любимой Нет, самой любимейшей, Самовар. И открыла бабушка Возле дома своего Кафе-бар с самоваром Для грамотных людей. Нет, для самых грамотнейших. А на баре надписи Надписи - призывы: «Мы уже открылися, Заходите, милые, Будет что поисть, Для тех, кто хочут исть». Ну и как вы думаете? Кто-то к ним зашел? А скажите, почему? Я вот что-то не пойму!
25 Исправь речевые ошибки Внучка в деревне у бабушки: -Хай! Бабуля! Мечи на стол: типа, исть хочу! Ну чё, опять супец… Курей бы поисть с картофелью, черное кофе бы попить, блин!
26 Найди ошибку в употреблении рода и числа существительного Слыхали эту новость? У нас в шкафу живет Тот, кто любую овощь, Любой продукт сжует. Он много яблоков и помидор И всю картофель съест, Мандарин без разбору Умнет в один присест. Прожорлив, как собака, Тот, кто живет в шкафу: Пропала тюль и тапок И туфель на меху. Он съел жилетку кунью
27 Найди ошибку в употреблении рода и числа существительного И дедовский папах, Персолем и шампунью Который весь пропах. Так кто же путь проделал Из шкафа в антресоль? Мышь ненасытный, где он? Где он, огромный моль? Вы скажете: «НЕ верим! Чтоб все пустить в труху?» … Но есть обжора Время- Вот кто живет в шкафу.
28 Найди лексические ошибки МЫ ИСПЫТЫВАЕМ ЛЕТАРГИЮ ПО ПРОШЛОМУ; БЕЛИКОВ ХОДИЛ В ДЛИННОПОЛОЙ ШЛЯПЕ; ПАВЕЛ КИРСАНОВ - ОТЪЯВЛЕННЫЙ АРИСТОКРАТ; ПЬЕСА СЫГРАЛА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРАТЬ ГЛАВНУЮ СКРИПКУ; ПЕРЕПОЛНИВШЕЕ ЧАШУ ПРЕДАТЕЛЬСТВА; ЭТО ИДЕТ ВРАЗРЕЗ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ МОРАЛЯМИ
29 Найди грамматические ошибки ПАРИЖАНОВ, СОЛДАТОВ, ВЕЛЬМОЖЕЙ; МАЯКОВСКИЙ-САТИР, ПОЭТ- ТРИБУНАЛ; СТАРУХА-ПРОЦЕНТНИЦА; ЧАЦКИЙ ПРЕЗИРАЕТ ФАМУСОВСКИЙ КРУГ, ОН ГУБИТ И ДУШИТ ЕГО, И ОН УЕЗЖАЕТ; ПОДЪЕЗЖАЯ К СТАНЦИИ, У МЕНЯ СЛЕТЕЛА ШЛЯПА;
30 Найди стилистические ошибки ПЕТЕРБУРГ- ГОРОД, ДО ОТКАЗА НАБИТЫЙ СТУДЕНТАМИ; АННЕ КАРЕНИНОЙ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ (РЕЧЬ О САМОУБИЙСТВЕ) ТАТЬЯНА ВЫШЛА ЗАМУЖ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ В МАТЕРИАЛЬНОМ ПЛАНЕ; ЧТО ЖЕ МЕШАЛО ТАТЬЯНЕ ОСТАВИТЬ СТАРОГО ЛЫСОГО МУЖА-ИНВАЛИДА И ЗАВЕСТИ СЕБЕ ЛЮБОВНИКА В КАЧЕСТВЕ ОНЕГИНА? ВОЙНА УНОСИТ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ЖИТЬ ДА ЖИТЬ;
31 Найди логические ошибки ОТСУТСТВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ НЕ ПОРТИТ ПОЭМУ ГОГОЛЯ, А ПРИДАЕТ ЕЙ ПИКАНТНОСТЬ; ДО СИХ ПОР ЛИЧНОСТЬ РАСПУТИНА ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ВСЕХ - ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНА ВОДКА; РАНЬШЕ, ДАБЫ НЕ ПОЙТИ ОТДАВАТЬ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ РОДИНЕ, НЕОБХОДИМО БЫЛО УЧИТЬСЯ В ИНСТИТУТЕ; ТОЛСТОЙ ПОКАЗЫВАЕТ ЗАКРОМА ДУШИ СВОИХ ГЕРОЕВ.
32 Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ «Одеть», «Надеть»… Два эти слова Мы путаем так бестолково! «Одеть», «Надеть»…Давай глядеть: Кого одеть и что надеть. Паронимы – это слова, сходные по своему звучанию.
33 Соотнеси слова ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕНЬ РЯД ВОПРОСОВ ЦЕЛОЕ ЦЕЛЬНОЕ ОКНО СОБЫТИЕ МОЛОКО РАСКРЫТЬ ВСКРЫТЬ ОТКРЫТЬ ПИСЬМО МЕСТОРОЖДЕНИЕ ОБЪЯТИЯ ЗАСЕДАНИЕ УПРАЗДНИТЬ УСТРАНИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ
34 Составь словосочетание с паронимами ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ГУМАННЫЙ - ГУММАНИТАРНЫЙ ДЕЛОВИТЫЙ – ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ - ТИТУЛЯРНЫЙ САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ. НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА СЫТЫЙ - СЫТНЫЙ ОДЕТЬ - НАДЕТЬ
35 Придумай рекламу «Говори правильно»
36 Любовь к родному слову Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени. В.А. Сухомлинский.
37 Наш дар бессмертный – речь Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин.
38 «Не позволяй душе лениться» Не позволяй душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
39 «Не позволяй душе лениться» Не позволяй ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!
40 «Не позволяй душе лениться» Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. Н. Заболоцкий.
41 Осваиваем брошюровальную машинку
42 ГОТОВО!
43 Готовимся КВН
44 Я люблю русский язык
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.