Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИрина Павлинова
1 Проблематизация в воспитании
2 специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком целях с целью построения проблемной ситуации как личной для ребенка ПроблематизацияПроблематизация
3 ребенок начинает глубже думать и понимать, подчас заново открывает для себя то, что уже казалось понятным; педагог получает обратную связь от учеников, отклик на то, что то, чему он учит, что объясняет, им слышно и небезразлично. Значение проблематизации
4 Проблематизируя детей, педагог занимает позицию не манипулятора, а рефлексивного управляющего. Его интересуют не результаты мышления детей, не приведение детских мнений к общему знаменателю, а процесс их мышления, самостоятельное продвижение детей к ключевым смыслам. Проблематизация – не манипуляция
5 Проблематизируя, педагог старается: поддерживать практически любую рефлексию детей, руководствуясь при этом принципом углубления («Куда это нас продвигает?»); придерживать собственные рефлексивные высказывания (до того момента, когда дети уже ходят «по герменевтическому кругу» и не могут продвинуться дальше); сомневаться в собственной правоте. Проблематизация – не манипуляция
6 проблематизация словом (в том числе мимикой, жестом); проблематизация делом (действия педагога, инициирующие самостоятельные действия детей) проблематизация образом (подбор видеоряда, конструирование предметно- эстетической среды) Способы проблематизации
7 1. Демонстрация «непонимания». Этот прием побуждает участников обсуждения, многократно проговаривая, уточнять свои идеи, формулировки, выводы. Возможные фразы педагога: «Я не совсем понимаю, что вы имели в виду?», «Ваше определение неясно, уточните его, пожалуйста». Приемы проблематизации
8 2. Сомнение. Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических выступлений. Вопросы на «усомнение»: «Так ли это?», «Вы уверены в вашем тезисе?», «Нет ли в ваших словах противоречия?», «Может быть, это не всё?» Приемы проблематизации
9 3. Требование доказательств. Неагрессивное требование объяснения, обоснования высказанных утверждений. Возможные фразы ведущего: «Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?», «Почему это так? Объясните все-таки нам». Приемы проблематизации
10 4. Провокация «живчиком». В случае отсутствия детских высказываний педагог может предложить хотя бы одному из подростков («с горящими глазами») проговорить свое понимание или непонимание, поставив тем самым остальных в ситуацию выбора – соглашаться или не соглашаться. Далее можно попросить их выразить свое отношение к высказанной позиции. Приемы проблематизации
11 5. Провокация «живцом». «Живец» - сам педагог. В случае отсутствия высказываний, педагог может их спровоцировать, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации (здесь нельзя переступить нравственную грань). Приемы проблематизации
12 6. «Альтернатива». Педагог выдвигает и обосновывает утверждение, противоположное высказанному участниками обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки зрения, иного взгляда. Приемы проблематизации
13 7. «Доведение до абсурда». Педагог может согласиться с высказанной точкой зрения, а затем сделать из нее абсурдные выводы (здесь необходимо избежать высказываний, способных нанести обиду подростку). Приемы проблематизации
14 8. «Нет-стратегия» В этом приеме педагог на все утверждения детей говорит «нет», не утруждая себя аргументами, доказательствами. Фразы с двумя «не»: «Нет, это не так, всем это ясно», «Такого не бывает и не может быть!», «Нет! Здесь не о чем говорить». Приемы проблематизации
15 Первые четыре приема – относительно мягкие, последующие жесткие. Жесткие приемы проблематизации – сильные, но опасные способы работы. Они могут вызвать недоброжелательность, агрессию, причем как в отношении педагога-ведущего, так и других участников дискуссии. К ним лучше прибегать, когда вы хорошо знаете аудиторию, у вас с ней взаимное доверие, ваш авторитет в ней высок и прочен. Риски проблематизации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.