Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕкатерина Часоводова
1 Метапредметность в образовании
2 В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр); в эпистемологии и психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория); вслед за метафизикой, описывающей принципы, на которых основана физика, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности.
3 Метапредметный подход в образовании На роль идеологов и реализаторов метапредметного подхода претендуют прежде всего две школы: Громыко Юрий Вячеславович. Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. Монография «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г. Хуторской Андрей Викторович. Организация – центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО учредил Институт образования человека. Вопросами метапредметного содержания образования занимаются с 1980-х гг.
4 Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Аналогичные понятия – универсальные знания и способы; мыследеятельность. Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие – метазнания и метаспособы. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.
5 Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.
6 Задачи/результаты метапредметного подхода Когнитивный аспект: 1.Понимание 2.Интеграция; уровни: – всеобщий (философский) – общий – внутрипредметный Деятельностный аспект: 1.Мышление 2.Метадеятельность 3.Рефлексия 4.Коммуникации
7 Предлагаемые средства достижения 1.Определенные технологии 2.Метапредметы 3.Надпредметные программы 4.Метапредметные темы в рамках предметных курсов 5.Специальная деятельность 6.Специальные приемы 7.Специальная дидактика
8 Стандарты Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
9 Метапредметные результаты Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
10 Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
11 Управленческие и педагогические задачи 1.Определить те метапредметные и личностные результаты, достижение которых вы хотите обеспечить прежде всего для той или иной категории учащихся; обосновать выбор. 2.Разработать средства (содержание, формы, методы), обеспечивающие получение учащимися этих результатов в ходе активной деятельности. 3.Разработать систему мониторинга, позволяющую достаточно объективно фиксировать получаемые результаты. Поэтому проектируемые средства достижения метапредметных и личностных результатов мы называем инновационными образовательными практиками (ИнОП).
12 Инновационные образовательные практики Инновационные – потому что к ним предъявляются новые требования, еще не вошедшие в массовую практику. Образовательные – потому что в процессе должно происходить обучение, воспитание и развитие учащихся. Практики – потому что в основе должна лежать деятельность учащихся, в которой они будут иметь возможность применить в ситуации, выходящей за рамки сугубо учебной, осваиваемые метаспособы; эта деятельность должна быть для учащихся значимой и осмысленной и связывать содержание образования с социальной реальностью, в которой учащиеся существуют и действуют.
13 Характеристика проектируемой деятельности (требования) Содержание деятельности носит над- или внепредметный (по отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы или за ее пределами, с их жизненным опытом. Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят смысл, испытывают интерес). Деятельность должна приводить к получению конкретного результата, выраженного в форме объективированного показателя, по возможности – продукта; результат должен быть варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел значимость хотя бы в рамках ученического коллектива. Высокий уровень самостоятельности и ответственности за результат, преобладание активных форм работы, минимизация репродуктивности и заданной алгоритмизации. Возможность содержательной дифференциации и индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках ученического коллектива. Наличие объективированной прозрачной системы диагностики результатов деятельности учащихся с использованием балльной шкалы и/или определением рейтинга.
14 1.Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности 2.Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование 3.Развитие коммуникативной компетентности 4.Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории 5.Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме Примерные направления ИнОП
15 Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Основная задача – развитие познавательных способностей учащихся: освоение надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий, систематизация и обобщение материала, понимание и интерпретация текстов, выстраивание причинно-следственных связей и др. Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать развитие познавательного интереса, стимулировать познавательную активность. Рекомендуемые формы: Надпредметные курсы различной продолжительности, обязательного, выборного или факультативного характера. Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны, интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы. Рекомендуемые методы: Элементы развивающих педагогических технологий Игровые приемы организации отработки и контроля знаний
16 Имакаев Виктор Раульевич, зав. кафедрой ОТВШ, д. филос. н. Моделирование в естественных науках – исследовательская или конструкторская практика. Актуализация вопросов, аргументация, критика в публичных выступлениях – различные коммуникативные практики. Принятие решений по траектории образования, индивидуальные образовательные проекты – образовательные события, семинары, профессиональные образовательные пробы.
17 Новикова Ольга Николаевна, доцент кафедры ОТВШ РИНО ПГУ, к. филос. н. Исследование как развивающая универсальная метадеятельность – спецкурсы, модульные краткосрочные курсы, учебные практики, семинары, учебные проекты, нетрадиционные техники проведения мероприятий. Формирование и развитие личностной позиции в социально-гуманитарной сфере, формирование рефлексивных навыков – семинары, дискуссионные площадки и клубы, краткосрочные курсы, нетрадиционные техники проведения мероприятий. Актуализация и реализация непосредственных жизненных интересов учащихся – краткосрочные курсы, практики, пробы, мероприятия по различным видам деятельности (кулинария, туризм, одежда, музыка, организация досуга и т.п.). Развитие навыков ориентации в перспективном социокультурном пространстве – краткосрочные курсы, учебные и социальные практики, учебные проекты, семинары, мероприятия (интерактивные формы узнавания будущего).
18 Губайдуллин Радик Азгамович, ст. преподаватель кафедры ОТВШ Конструирование и моделирование в инженерно-технической сфере – краткосрочные курсы. Тьюторская деятельность в аспекте профессионального самоопределения (разработка индивидуальных образовательных проектов) – профессиональные пробы, проектные семинары. Анализ и выбор социальных ролей и их апробация – социальные пробы и практики, коммуникативные тренинги.
19 Пототня Елена Михайловна, ст. преподаватель кафедры ОТВШ Основная тема – механизмы формирования понимания и мышления, развития познавательного интереса и познавательной активности учащихся (в т. ч. слабоуспевающих и слабо мотивированных). Модули: 1. Работа с надпредметными понятиями, развитие мыслительных способностей учащихся. В рамках этого - разработка и написание программ краткосрочных курсов, направленных на формирование УУД. 2. Игровые формы в образовательном процессе: нетрадиционные (игровые) задания как средство достижения и диагностики метапредметных результатов; игровые приемы организации отработки и контроля знаний как средство повышения мотивации; интеллектуальные, деятельностные, полипредметные и др. игры как эффективная форма внеурочной деятельности. 3. Исследование и учебное проектирование как средство освоения учащимися метадеятельности.
20 Таизова Ольга Сергеевна, ст. преподаватель кафедры ОТВШ Тьюторские практики при разработке и сопровождении индивидуальных образовательных программ учащихся - краткосрочные курсы, профессиональные пробы, семинары, игры, образовательные события. Освоение навыков социального общения и деятельности, анализ и выбор социальных позиций - социальные практики, краткосрочные курсы. Личностное самоопределение в аспекте разработки и сопровождения индивидуальных образовательных и социальных проектов – проблемные семинары, образовательные события, конференция. Универсальные способы работы с информацией – краткосрочные курсы.
22 Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Необходимые условия: Режим педагогического проектирования Наличие (разработка) соответствующего дидактического обеспечения Научно-методическое сопровождение: Руководитель направления – Елена Михайловна Пототня, ст. преподаватель КОТВШ РИНО ПГУ. 25-летний опыт работы в школе, два гранта Сороса, несколько учебных пособий по химии, изданных в Москве и Перми. Консультации в рамках гранта включают следующее содержание: способы формирования надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий; игровые формы организации образовательного процесса; разработка надпредметных курсов.
23 Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Возможное содержание работы за рамками гранта (по заявке): - Метапредметный подход в образовании. - Метапонятия и метаумения: содержание, способы формирования, использование в учебном процессе. - Игровые формы организации образовательного процесса: 1) нетрадиционные (игровые) задания, обеспечивающие и диагностирующие метапредметные результаты обучения; 2) игровые приемы организации отработки и контроля знаний; особо рассматривается вопрос использования этих приемов в работе со слабоуспевающими и немотивированными учащимися; 3) деятельностные игры как особая форма организации урочного и внеурочного; 4) полипредметные игры; 5) интеллектуальные игры как форма организации содержательного досуга. Возможные формы работы за рамками гранта: - Лекции - Семинары (1-3 дня) - Курсы повышения квалификации (до 72 часов)
24 Каждое направление включает в себя ряд аспектов, поэтому необходимо сформулировать конкретную тему/название ИнОП. Содержание ИнОП описывается в программах (проектах) управленческого и педагогического уровней. Для заявки на участие в гранте необходимо: 1.конкретизировать тему ИнОП в рамках того или иного направления; образовательное учреждение может заявиться на несколько ИнОП в рамках одного или разных направлений; не исключается интегральный проект, нацеленный на достижение совокупности разнонаправленных результатов; 2.определить примерный контингент учащихся, участвующих в ИнОП; 3.определить примерный состав педагогов и управленцев, участвующих в разработке и реализации ИнОП; 4.указать конкретные результаты, на получение которых нацелена проектируемая ИнОП; 5.указать планируемые средства достижения результатов, выделив 1) те, которые уже освоены (имеющийся задел); 2) те, которые необходимо разработать в рамках гранта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.