Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМихаил Лешуков
1 ИНФОРМАЦИЯ Тема 3. Измерение информации. Содержательный подход.
2 Неопределённость знаний и единица информации. Пока мы рассматривали лишь две ситуации: «нет информации» «есть информация», то есть количество информации равно нулю или не равно нулю. Но тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, в каком меньше. Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Эта единица называется «бит». Её определение звучит так: Сообщение, уменьшающее неопределённость знаний в два раза, несёт 1 бит информации.
3 Что такое «неопределённость знаний»? Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орёл или решка? Есть всего два варианта возможного результата бросания монеты. Причём, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны. В этом случае перед подбрасыванием монеты неопределённость знаний о результате равна двум. Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределённость знаний о результате бросания кубика равна шести. Следовательно, можно сказать так: неопределённость знаний о некотором событии это количество возможных результатов события (бросания монеты, кубика; вытаскивания жребия). Пример с монетой. После того, как вы бросили монету и посмотрели на неё, вы получили зрительное сообщение, что выпал, например, орёл. Произошла одно из двух возможных событий. Неопределённость знаний уменьшилась в два раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав результат бросания монеты, вы получили 1 бит информации Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несёт 1 бит информации.
4 Задача 1: студент на экзамене может получить одну из четырёх оценок: «5» «отлично», «4» «хорошо», «3» «удовлетворительно», «2» неудовлетворительно». Представьте себе, что ваш товарищ пошёл сдавать экзамен. Причём, учится он очень неровно и может с одинаковой вероятностью получить любую оценку от «2» до «5». Вы волнуетесь за него, ждёте результата экзамена. Наконец, он пришёл и на ваш вопрос: «Ну, что получил? ответил: «Четвёрку!». Вопрос. Сколько бит информации содержится в его ответе? Подойдём к ответу постепенно. Будем отгадывать оценку, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы будем ставить так, чтобы каждый ответ уменьшал количество вариантов в два раза и, следовательно, приносил 1 бит информации. Первый вопрос: Оценка выше тройки? - Да! После этого ответа число вариантов уменьшилось в два раза. Остались только «4» и «5». Получен 1 бит информации Второй вопрос: Ты получил пятёрку? - Нет! Выбран один вариант из двух оставшихся: оценка – «четвёрка». Получен еще 1 бит информации. В сумме имеем 2 бита. Сообщение о том, что произошло одно из четырёх равновероятных событий, несёт 2 бита информации.
5 Метод поиска, на каждом шаге которого отбрасывается половина вариантов, называется методом половинного деления. Задача 2: На книжном стеллаже восемь полок. Книга может быть поставлена на любую из них. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга Задаём вопросы: Книга лежит выше четвёртой полки? - Нет. Книга лежит ниже третьей полки? - Да. Книга – на второй полке? - Нет. Ну теперь всё ясно! Книга лежит на первой полке! Каждый ответ уменьшал неопределённость в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, набрано 3 бита информации. И если бы сразу было сказано, что книга лежит на первой полке, то этим сообщением были бы переданы те же 3 бита информации.
6 Получим формулу, по которой вычисляется количество информации, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из множества равновероятных событий. Обозначим буквой K количество возможных событий, или, это - неопределённость знаний. Буквой i обозначим количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий. В примере с монетой K = 2, i = 1. В примере с оценками K = 4, i = 2. В примере со стеллажом K = 8, i = 3. Связь между этими величинами выражается формулой: 2 i = K
7 Если значение K равно целой степени числа 2 (4, 8,16, 32, 64 и т.д.), то такое уравнение решается просто: i будет целым числом. А чему равно количество информации в сообщении о результате бросания игральной кости, у которой имеется шесть граней и, следовательно, K = 6? Решение уравнения 2 i = 6 будет дробным числом, лежащим между числами 2 и 3, поскольку 2 2 = 4, а 2 3 = 8. С точностью до пяти знаков после запятой решение такое: 2, Количество информации i, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из K равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения: 2 i = K.
8 КОЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ СОБЫТИЙ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ. Пример: кол-во кодов. двоичное кодирование: троичное кодирование: разряды коды Кол- во кодов один разряд 0,1 2 1 Два разряда 00,01,10, Три разряда 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, один разряд 0,1,2 3 1 Два разряда 00,01,10,11,02,20,22 12, Три разряда 000,001,010,011,100,101, ,002,020,022,200,202, ,112,121,122,211,212, ,201,021,012,…… 3 3 Кол-во возможных событий: К =X Y (кол-во кодов в зависимости от кол-ва разрядов и типа кодирования: если 2 с/с - К = 2 N, если 3 с/с - K = 3 N.
9 ИНФОРМАЦИЯ Тема 4. Алфавитный подход к измерению информации.
10 Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного, содержательного, подхода. Способ, не связывающий количество информации с содержанием сообщения, называется алфавитным подходом. При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит от объёма текста и от мощности, а не от содержания. Мощность алфавита полное число символов алфавита (N). Каждый символ несёт i бит информации; число i можно определить из уравнения: 2 I = N. Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов = 54; мощность латинского алфавита = 26; мощность русского алфавита = 33.
11 Правило, как измерить информацию, используя для этого алфавитный подход. Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, равно К · i, где К – число символов в тексте сообщения, а i – информационный вес символа, который находится из уравнения 2 I = N, где N – мощность используемого алфавита. Применение алфавитного подхода удобно при использовании технических средств работы с информацией.
12 Например: Каждый символ несёт i бит информации; число i можно определить из уравнения: 2 I = N. Для N = 54 получаем: i = 5,755 бит. Чтобы найти количество информации во всём тексте, нужно посчитать число символов в нём и умножить на i. Отсюда следует, что нельзя сравнивать информационные объёмы текстов, написанных на разных языках, только по объёму. У них отличаются информационные веса одного символа так как мощности алфавитов разных языков – различные.
13 Примеры: 1.Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий из строчных букв латинского алфавита. При этом все буквы кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 150 символов. 1) 208 бит 2) 750 бит 3) 8 бит 4) 150 байт 2. Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий из строчных и прописных букв латинского алфавита. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 100 символов. 1) 600 бит 2) 500 бит 3) 182 бита 4) 100 байт
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.