Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТатьяна Штырева
1 Халат в русской живописи и литературе
3 «Не принимай почетных гостей в разорванном халате!» (Козьма Прутков) «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела» («Обломов»)
4 Наш ум ленивее, чем тело. (Франсуа де Ларошфуко) И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… (Митрополит Филарет) …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… (Сенека) Достаточное условие указанного абсолютного блага человека – это покой тела и духа. (Пьер Гассенди)
5 Образ халата в русской литературе, в первую очередь, связан с Обломовым. У него халат необыкновенный, «это не шлафрок, а халат», «..из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу..». Это, а еще сон Обломова («среднеазиатская утопия») наводят на мысль о некой восточной созерцательности и азиатском покое уклада жизни Ильи Ильича. История жизни Обломова – это история жизни его халата: прочная связь друг с другом («халат перетекал на фигуру Обломова»), затем расставание (Обломову пришлось снять халат, чтобы встречаться с Ольгой Ильинской, а потом – встреча, и уже навсегда. Леность, созерцательность, боязнь жизни, нежелание участвовать в общественной жизни, защита от разочарований, обретение свободы…
6 Не только в прозе, но и в поэзии увековечен халат: П.Я.Вяземский в 1817 году пишет стихотворение – «Прощание с халатом» - он получает назначение в Варшавскую канцелярию Новосильцева. А в 1875, за три года до смерти – «Оду халату». Как я в твоем уступчивом уборе В движеньях был портного не рабом, так мысль моя носилась на просторе С надеждою и памятью втроем… («Прощание с халатом») В них отпрыски пера, которому во дни Мы светлой радости иль облачной печали Свои все помыслы, все таинства свои, Всю исповедь, всю быль свою передавали. («Ода халату») У Н.М.Языкова – стихотворение «К халату»: Пускай служителям Арея Мила и тесная ливрея; Я волен телом, как душой. Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад!
7 В живописи 19-го века, в портретном ее жанре, прослеживается следующая закономерность: Пушкин одет в простой халат на картине В.Тропинина, В.Перов изобразил в халате на беличьем меху, именно в халатах показаны музыкальные гении М.Глинка и М.Мусоргский на полотнах Ильи Репина. Это символизирует протест против «мундирной жизни», это обращенность к частной жизни человека (и это главное), это не только подробность быта, но и показатель духовного бытия людей искусства, но это может означать и совершенно обратное – отказ от жизни вообще, постепенное духовное угасание, болезнь, смерть.
8 В.Тропинин Портрет А.С.Пушкина
9 К.Брюллов Автопортрет
10 В.Перов Портрет А.Н.Островского
11 В.Тропинин Портрет акварелиста П.Ф.Соколова
12 И.Репин Портрет композитора Михаила Глинки
13 И.Репин Портрет М.П.Мусоргского
15 Проект выполнила Седова Татьяна, ученица 10-в класса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.