Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталия Чекомасова
1 Комплексные ноосферные исследования лекарственных растений, произрастающих на пришкольном участке. Буданцева Марина Викторовна, учитель биологии МОУ сош 3 г. Рассказово.
2 Актуальность данного исследования диктуется противоречиями: между существующим потребительским подходом к лекарственным растениям к их дальнейшей сохранности и преумножении (переход от антропоцентрического к биоцентрическому мировоззрению); между существующим потребительским подходом к лекарственным растениям к их дальнейшей сохранности и преумножении (переход от антропоцентрического к биоцентрическому мировоззрению); между наличием практической базы и недостаточностью теоретических источников, подходящих для использования в учебном процессе; между наличием практической базы и недостаточностью теоретических источников, подходящих для использования в учебном процессе; между повышенным интересом к лекарственным растениям и недостаточностью данных к их выращиванию в искусственных условиях. между повышенным интересом к лекарственным растениям и недостаточностью данных к их выращиванию в искусственных условиях.
3 Объект исследования – пришкольный участок МОУ сош 3 г.Рассказово. Объект исследования – пришкольный участок МОУ сош 3 г.Рассказово. Предмет исследования – лекарственные растения, произрастающие на участке. Предмет исследования – лекарственные растения, произрастающие на участке.
4 Цель исследования: создать рекомендации по комплексному изучению лекарственных растений в их естественной среде обитания. создать рекомендации по комплексному изучению лекарственных растений в их естественной среде обитания.
5 Задачи исследования: познакомиться с трудами В.И.Вернадского о необходимости развития ноосферного мышления будущих поколений; познакомиться с трудами В.И.Вернадского о необходимости развития ноосферного мышления будущих поколений; изучить теоретические источники по выбранной проблеме; изучить теоретические источники по выбранной проблеме; разработать рекомендации, дидактические материалы по ведению исследовательской работы по данному направлению; разработать рекомендации, дидактические материалы по ведению исследовательской работы по данному направлению; апробировать наработанные дидактические материалы; апробировать наработанные дидактические материалы; обобщить полученный опыт исследований по данной проблеме и результаты оформить в виде электронного пособия. обобщить полученный опыт исследований по данной проблеме и результаты оформить в виде электронного пособия.
6 Модель комплексной научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке. научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке.
7 Система работы Полевые исследования Камеральные исследования
8 Сбор материала Полевые исследования Сушка материала Фотосъемка Проведение агротехнических мероприятий
9 Камеральные исследования Обработка материала Обработка материала Работа с информаци- онными источниками Работа с информаци- онными источниками Оформление результатов Оформление результатов Обобщение материалов в виде исследова- тельской работы Обобщение материалов в виде исследова- тельской работы Приведение в систему Гербарный материал Гербарный материал Фотоматериал
10 Направления работы: общенаучное- работа со справочной биологической литературой, оформление наблюдений, обобщения, выводы, умозаключения и др.; общенаучное- работа со справочной биологической литературой, оформление наблюдений, обобщения, выводы, умозаключения и др.; биологическое – морфология и анатомия отдельных органов растений, онтогенез, систематика лекарственных растений и др.; биологическое – морфология и анатомия отдельных органов растений, онтогенез, систематика лекарственных растений и др.; агротехническое – сбор и хранение семенного материала, посев и посадка растений, обработка почвы, внесение удобрений, уход за растениями в период вегетации и др.; агротехническое – сбор и хранение семенного материала, посев и посадка растений, обработка почвы, внесение удобрений, уход за растениями в период вегетации и др.;
11 Направления работы: натуралистическое – методика постановки опытов, организация фенонаблюдений, правила сбора и сушки гербарного материала и др.; натуралистическое – методика постановки опытов, организация фенонаблюдений, правила сбора и сушки гербарного материала и др.; экологическое – функционирование естественных и искусственных экосистем, охрана редких видов растений, восстановление растительных ресурсов, приспособление растений к условиям обитания, рациональное использование лекарственных растений и др.. экологическое – функционирование естественных и искусственных экосистем, охрана редких видов растений, восстановление растительных ресурсов, приспособление растений к условиям обитания, рациональное использование лекарственных растений и др..
12 Выводы. Ознакомление с трудами В.И. Вернадского подтвердило необходимость формирования ноосферного мышления у учащихся и требует выработки нового поведения, новой нравственности в отношении природы. Информационные источники помогли отразить в определителе биологическую характеристику растений: морфологическое описание, жизненную форму, среду обитания, область применения в медицине.
13 Выводы и результаты. Разработанные дидактические материалы и рекомендации основаны на принципах: -межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира; -межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира; -принципа взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность; -принципа направленности, способствующего развитию гармоничных отношений с окружающей средой. В ходе апробации были внесены необходимые корректировки. Результаты работы оформлены в виде электронного пособия, методических рекомендаций, которые предназначены для работы на уроках биологии, экологии и в дополнительном образовании.
14 Лекарственные растения пришкольного участка МОУ сош 3 г.Рассказово Рябина Гравилат Одуванчик обыкновенная городской лекарственный Калина Земляника Пижма обыкновенная зеленая обыкновенная
15 Паспорт лекарственного растения Русское название растения (синонимы) – цикорий обыкновенный Латинское название растения ( синонимы) – Cichorium intybus L. Семейство – Сложноцветные I.Собран в местах естественного произрастания Местонахождение района сбора - г.Рассказово Местообитание - МОУ СОШ 3, пришкольный участок Экологические условия произрастания растения /условия освещения, увлажнения, тип почв/ - чернозем, кислотность почвы рН=6,5; зона полного освещения в течении дня; Время сбора /число, месяц, год/ Форма собранного материала /плоды, вегет. органы, целое растение – надземная часть растения II. Характеристика жизненной формы /по И.Г. Серебрякову/, биологический тип /по К. Раункиеру/ - многолетнее травянистое растение Морфологическое описание органов растени 1. Подземные органы: а) Корневая система /форма, размеры, размещение в почве, метаморфозы корней – длинный мясистый веретеновидный корень
16 Паспорт лекарственного растения 2. Надземные органы: а) стебель /форма, толщина, цвет, опушение, видоизменения стебля/ - прямостоячий, высотой см, разветвленный в верхней части. листья /тип листорасположения, листовая серия, разнообразие срединных листьев, характер листовых пластинок, их форма, характер края и жилкования листа, окраска, опушение - прикорневые листья, образующие розетку, коротко-черешковые, обратно-ланцетные, стеблевые – сидячие, очередные, полустеблеобъемлющие. б) Соцветие /тип, название, характер облиственности, последовательность распускания цветков/ - одиночные корзинки или собранные пучками, на коротких черенках, до почти сидячих в пазухах листьев. листья /тип листорасположения, листовая серия, разнообразие срединных листьев, характер листовых пластинок, их форма, характер края и жилкования листа, окраска, опушение - прикорневые листья, образующие розетку, коротко-черешковые, обратно-ланцетные, стеблевые – сидячие, очередные, полустеблеобъемлющие. б) Соцветие /тип, название, характер облиственности, последовательность распускания цветков/ - одиночные корзинки или собранные пучками, на коротких черенках, до почти сидячих в пазухах листьев. 3. Репродуктивные органы: а) Цветок /на цветоножке или сидячий, цветоложе, характер симметрии, расположение частей на цветоложе, обоеполый или однополый, тип околоцветника, чашечка, венчик, андроцей, гинецей/ - цветки язычковые, голубые. б) Плоды /тип, название, окраска, способ распространения/ - семянка б) Плоды /тип, название, окраска, способ распространения/ - семянка в) Семена /размеры, форма, окраска, особенности семенной кожуры/_ семянки с пленчатой летучкой Возможные способы размножения /вегетативные, генеративные/ - семенами Применение в медицине: Органы, используемые в медицине - корни, редко используется и надземная часть растения Сроки сбора сырья - осень Применение в научной медицине /включено в Госфармакопею/ - желчегонное, стимулирует пищеварение, снижает уровень сахара в крови Применение в народной медицине - одно из предпочитаемых растений при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, улучшает обмен веществ в организме Сведения о токсичности /ядовитое, токсично в больших дозах, ядовиты отдельные органы, неядовитое/ - не ядовито Практическая значимость, использование человеком /кормовое, техническое, декоративное, медонос, сорное и т.д./ - лекарственное, пищевое Другие сведения - корни используют для получения безкофеинового кофе или сочетают его с кофе в разных соотношениях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.