Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаксим Панкратов
2 Обычное имя, обычная судьба. Как большинство людей родился, жил, умер. Если бы не необычный талант, прославивший не только город, но и ставший мировым достоянием.
3 Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер - старший, золотых дел мастер. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
4 C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец старался увлечь его ювелирным делом и привлекал к работе в мастерской. Однако сын пожелал заниматься живописью. В эти годы Альбрехт нарисовал автопортрет. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни
5 У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.
6 В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались большей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.
7 Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис», 15 ксилографий которые принесли Дюреру европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была цельнополосными.
8 В этот период Дюрер входит в круг нюрнбергских гуманистов, возглавляемый Конрадом Цельтисом. Он гравировал иллюстрации для изданных Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них 7 в проекте и 13 готовых.
9 В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III ( ) и свой автопортрет(1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между и 1505 годом считается «Поклонение волхвов», написанное Дюрером для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей» (около 1500).
10 В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера). В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице»
11 Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом верный путь к признанию и материальному благополучию. С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти» на меди), предназначенные для продажи.
12 В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну. В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов.
13 В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке
14 В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.
15 В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания в том числе сильное увеличение селезёнки он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит» Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге
17 «Четыре всадника» – одна из самых известных его работ. Она входит в цикл из пятнадцати гравюр на дереве, созданных им для иллюстрации «Апокалипсиса». Этот цикл принес художнику всемирную славу. Мимо зрителя к неведомой цели мчатся четыре всадника, совсем не замечая, что их кони через мгновение растопчут горстку людей. У первого всадника на голове корона, он отпустил поводья и, натянув тетиву лука, готов поразить кого-то. Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву.
18 Другой всадник, в диковинном колпаке, в стремительном движении весь подался вперед и яростно замахнулся мечом. Он разгневан чем-то и поэтому беспощаден. Третий всадник, находящийся в центре гравюры, выделяется среди своих спутников крепким сложением и богатством одежды; его конь – это могучий тяжеловоз в роскошной сбруе. Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие. Эти трое наездников мчатся бок о бок, их фигуры так тесно сомкнуты, что всю группу можно принять за трехглавого коня. А рядом, но обособленно от них спешит на костлявой кляче полуголый тощий старик, его ноги почти касаются земли. На лошади четвертого всадника нет ни седла, ни попоны, а вместо поводьев болтается веревка. Припадая к земле, кляча перескочила через упавшего человека в короне, к которому подползает огнедышащее чудовище, приближающееся к людям вслед за всадниками.
19 Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники. В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.
20 Художник намеренно сближает рамки гравюры, вся группа персонажей едва помещается в них. Если бы Дюрер изобразил всадников чуть дальше, впечатление, производимое гравюрой на зрителей, не было бы столь ошеломляющим. Ощущение неизбежности расплаты усиливает массивность и кажущаяся медлительность центральной фигуры – всадника с весами. Медленно и тяжело опускаются на людей копыта коня, спокойно ниспадает его густая грива, почти касается земли тяжелая попона. И только по развевающемуся на ветру конскому хвосту можно догадаться о стремительности движения.
21 С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Возможно, именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.
22 Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры на дереве и на меди. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика гравюры.
23 В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514). «Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.
24 Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью.
25 Мы знаем город Нюрнберг благодаря известному нюрнбергскому процессу. Но благодаря Альбрехту Дюреру мы знаем город Нюрнберг не только с мрачной стороны, но и со светлой. Этот город дал миру замечательного художника – гравюриста. Таким образом один человек может прославить не только город, но и всю страну. На примере этого человека мы можем увидеть роль личности в этой эпохе.
26 Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. М., ВикипедиЯ. Арт Планета Small Bay
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.