Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮлия Непомнящая
1 Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013
2 Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
3 Как сформулировано задание С2? С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г.Паустовского. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4 Как должно быть построено сочинение? Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод
5 Инструкция по написанию сочинения С2. Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2. Чёткое соблюдение «шагов» поможет вам написать сочинение в соответствии с требованиями к сочинению-2013.
6 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Например: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (К. Г. Паустовский)
7 Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания (тезис) Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
8 Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует характеризует Рассуждает доказывает сравнивает
9 Как начинать сочинение? Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3-х предложений для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
10 Синонимы и речевые клише лингвист учёный языковед автор высказывания филолог Ф.И.О. утверждал (утверждает) считал писал рассуждал
11 Синонимы и речевые клише высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно
12 Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
13 Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
14 Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам… (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
15 Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста; привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
16 Речевые клише докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
17 Речевые клише Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …
18 Общие требования к аргументам Примеров должно быть два. Примеры должны быть из указанного текста. Приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
19 Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова! «…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». («Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»)
20 Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,... Итак,... Следовательно,... В заключение можно сказать, что... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное,... Из этого следует, что... и т.д.
21 ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример 1; б) аргумент-пример Вывод.
22 Сколько абзацев должно быть в сочинении? Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): 1 абзац - тезис, 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления 4 абзац - вывод.
23 . Каким должен быть объём сочинения? Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
24 Про почерк Помните, что задание С1(изложение) и С2 (сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.
25 УСПЕХОВ НА ЭКЗАМЕНЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.