Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерия Закащикова
2 О русской музыке XVIII столетия до недавнего времени почти ничего не было известно. Причины этого кроются, прежде всего в отношении самих россиян того времени к музыке как к искусству: ее считали второстепенным, более низшим искусством, чем литература или изобразительные искусства. За ненадобностью сжигались партитуры, уничтожались нотные рукописи. В XIX в. интерес к ней совсем иссяк.
3 В середине XX века русская музыка просветительской эпохи была вновь «открыта» поводом стала находка композитором Б. Асафьевым двух неизвестных опер Д.С. Бортнянского. Русские музыковеды приступили к активному исследованию музыкального наследия XVIII века. Были опубликованы сочинения русских композиторов того времени, появились книги о русской музыке. В концертных залах и на оперных сценах стали исполняться лучшие произведения композиторов века И.Е. Хандошкина и Е.И. Фомина, М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.
4 В русской музыке «осьмнадцатого столетия» в той же мере, что и в литературе и изобразительных искусствах, отразилась вся сложность и своеобразие духовной жизни россиян в эпоху Просвещения. В Петровскую эпоху активно входит в жизнь людей светская музыка. Получают распространение канты, лирические, бытовые, патриотические и особенно «виватные», или «приветственные», песни, прославляющие Россию, ее военные победы и ее смелых полководцев. При Петре впервые входит в обиход инструментальная музыка, хотя пока только иностранная, она сопровождала приобщавшихся к светскому образу жизни знатных людей на «ассамблеях», «маскерадах», гуляниях в парках, фейерверках. Домашние оркестры начинают содержать знатные вельможи.
5 В середине XVIII в. делает первые шаги, учась у итальянской, русская опера. Особенной популярностью пользовалась комическая опера, она имела простой и занимательный сюжет, ее героями были крепостные крестьяне, обиженные своими помещиками, злые и добрые дворяне самые широкие слои русского общества. Своего расцвета русская комическая опера достигла позднее, в творчестве композиторов В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина и Д.С. Бортнянского.
6 В XVIII в. происходят большие изменения и в церковной музыке. Традиционное в православном храме одноголосное пение стало меняться на многоголосное, получившее название «партесное» (пение по «партиям). Многоголосное пение приблизило русскую духовную музыку к европейской. Самыми известными творцами духовных хоровых концертов, написанных в новом стиле, стали композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский.
7 Михаил Созонтович Березовский был одним из «немногих бесспорно признанных творцов подлинно высокого и глубокого национального искусства в России XVIII в.» так воспринимается творчество композитора в настоящее время. Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами.
8 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь для завершения образования его посылают пенсионером в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини. В Италии Березовский получил известность как композитор. Всячески помогая своему талантливому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии большая честь. В 1770 г. академиком был назван 14-летний В.А. Моцарт. Березовский получил звание академика в следующем, 1771 г.
9 В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый период в его жизни короткий и трагический. 24 марта 1775 г. жизнь Березовского оборвалась. Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения. Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года. И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года стали годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все удача, признание, мечты, успех. Свой самый лучший, самый знаменитый хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» Березовский написал примерно в двадцатилетнем возрасте, в то время, когда ему сопутствовал успех, были жизненные перспективы, уверенность в своем предназначении. И написал его на слова 70-го псалма Давида: «Не отвержи мене во время старости; когда будет оскудевать сила моя... Боже! Не удаляйся от меня... Поспеши на помощь мне».
10 Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) является признанной вершиной творчества этого замечательного русского композитора. Его отличает строгость стиля, драматизм, мастерство разработки материала, полифоническое разнообразие фактуры. Характерной его особенностью является соединение традиций православного партесного (многоголосного) пения с западноевропейским жанром «страстного концерта». Возможно, именно этим объясняется исключительное эмоциональное воздействие, эталонная роль произведения для русской музыки последующего века, не только духовной, но и светской. «Не отвержи…»
11 Портрет Д.С. Бортнянского работы М.И. Бельского г.
12 Бортнянский родился на Украине. Мальчик обладал выдающимися музыкальными способностями и прекрасным голосом и уже в 7 лет был зачислен в Придворную капеллу в Петербурге. С 10 лет он участвует в концертах и спектаклях, которые устраивались при дворе. Его тоже отправляют для совершенствования в Италию, где он пробыл около десяти лет. Там он написал несколько опер в итальянском стиле, которые с успехом шли в музыкальных театрах Италии.
13 В 1779 г. Бортнянский был вызван в Россию и назначен капельмейстером при дворе. С 1796 г. и до конца своих дней Бортнянский бессменный директор Придворной капеллы. Капелла при Бортнянском становится одним из центров русской музыкальной культуры. Особое место уделялось музыкальному и общему образованию певцов и хоровых дирижеров. Бортнянский видел в своих учениках людей, которые понесут музыкальное просвещение в отдаленные города и села
14 Среди опер Бортнянского значительное место занимали сюжеты, в которых разрабатывались идеи, типичные для русского классицизма: борьба любви и долга (опера «Сын-соперник»), верности (опера «Сокол»). Их музыка окрашена в светлые, лирические тона. Выдающихся успехов достиг композитор в создании музыки для хора. Он оставил свыше ста хоровых сочинений. В них развиваются традиции народного хорового пения, а также предшественников Бортнянского и прокладывается путь к хоровому искусству XX века. Опера «Сын-соперник». Увертюра.
15 Осваивая чужую музыку испытывая влияние западноевропейских композиторов, русская музыка не потеряла своего национального своеобразия, она опиралась на народное музыкальное творчество, питалась его корнями. Не имея общемирового значения, она сыграла огромную роль в развитии русской национальной культуры, в становлении национальной музыкальной школы.
16 Максим Сазонтович Березовский ( ). Наиболее известное произведение – хоровой концерт «Не отвержи меня во время старости». Дмитрий Степанович Бортнянский ( ). Наследие – свыше 100 сочинений, наиболее знаменитые оперы: «Сын-соперник» (борьба любви и долга), «Сокол» (верность).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.