Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИгорь Авлов
1 Выполнил : Белецкий Дмитрий, ученик 7 а класса МБОУ « Школа 14» г. Полысаево
2 Кирилл и Мефодий родные братья, греки. Они родились в городе Фессалоники ( Салоники ) в Македонии ( теперь территория Греции ) в семье знатного военачальника. С детства они знали старославянский язык древнеболгарский. Они создатели кирилицы и глаголицы.
3 Кирилл ( в миру Константин, по прозвищу Философ, 827 – 869, Рим ) Кирилл был самым младшим из братьев, с младенчества он обнаружил необычайные умственные способности, но здоровьем не отличался. Кирилл был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.
4 Старший, Михаил, еще в детских играх защищал младшенького, слабенького с непропорционально большой головой, с маленькими и коротенькими ручками. Он так и будет оберегать своего меньшего брата до самой его смерти и в Моравии, и на соборе в Венеции, и перед папским престолом. А потом будет продолжать братское дело в письменной мудрости. И, взявшись за руки, они так и войдут в историю мировой культуры. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.
5 В 860 году Кирилл направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Кирилл, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо.
6 Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно « Житию », кончился победой Константина, однако каган веру не поменял. Арабские источники и « Письмо Иосифа » дают иную картину : победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Константина с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры
7 Мефодий (820885) монашеское имя преподобного, мирское имя неизвестно, предположительно его звали Михаилом. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян.
8 Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем какой - то славянской области, потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860- е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика.
9 Крестив 200 человек хозар и взяв с собой пленных греков, отпущенных на свободу, Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь ; Кирилл возобновил свои научные занятия, Мефодий принял игуменство в Полихрониевом монастыре. Около 861 г. последовало крещение болгарского царя Бориса, а потом и всей Болгарии. Обращение Бориса, на основании некоторых первоисточников, многими приписывается Мефодию ; но Е. Е. Голубинский и вслед за ним Иречек ( в " Истории Болгарии ") решительно отрицают какое бы то ни было отношение Мефодия к крещению Бориса.
10 В 862 г. они были посланы, по просьбе моравского князя Ростислава, в Моравию, для наставления ее населения в истинах веры на его собственном славянском языке. В Моравию и Паннонию христианство было принесено латинскими миссионерами из южной Германии, совершавшими богослужение на латинском языке ; поэтому народ оставался полупросвещенным.
11 Отправляя св. братьев в Моравию, император говорил Кириллу : " знаю, что ты слаб и болен, но кроме тебя некому исполнить то, о чем они просят. Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по - славянски ". " Слаб я и болен, но рад идти пеш и бос, готов за христианскую веру умрети ", отвечал Кирилл, по сказанию " жития " его. " Имеют ли славяне азбуку ? спросил он, Учить без азбуки и без книг, все равно что писать беседу на воде ". В Моравии Кирилл и Мефодий были встречены неприязнью всего католического духовенства ; но на их стороне был народ со своим князем. С 862 г. начинается главное дело всей жизни святых братьев.
12 Так что же собой представляла кириллица ? Она состояла из 43 букв. В основе ее лежал греческий алфавит. Для звуков, одинаковых в славянском и греческом языках, использовались греческие буквы. Для звуков, присущих лишь славянскому языку, было создано 19 знаков простой формы, удобной для написания, которые соответствовали общему графическому стилю кирилловской азбуки. Кириллица учитывала и правильно передавала фонетический состав старославянского языка. Однако у кириллицы был один крупный недостаток : она включала шесть греческих букв, не нужных для передачи славянской речи.
13 Параллельно с кириллицей в X веке существовала и другая разновидность славянского алфавита, глаголица. В глаголическом письме было на три буквы меньше, чем в кириллице, а в более раннем букв. Совпадая с кириллицей по алфавитному составу и расположению, звуковому значению и названиям букв, глаголица довольно сильно отличалась от нее сложными начертаниями знаков. Буквы глаголицы употреблялись и для обозначения чисел. Первые девять букв означали единицы, следующие девять - десятки и еще девять - сотни. Тысячу в глаголице обозначала одна буква - « червь ». Для выделения цифрового значения буквы над ней изображали короткую волнистую линию - « титло », а по сторонам ставили обыкновенные точки. t024.shtml
14 В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля ) скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента. Перед смертью он сказал Мефодию : « Мы с тобой, как два вола ; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь ». Папа рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.
15 В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги. В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках славянском, греческом и латинском.
16 После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В Болгарии и впоследствии в Хорватии, Сербии и Киевской Руси славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорвати и до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке. Поскольку богослужебные книги писались на глаголице этот обряд получил название глаголического.
17 EE%E4%E8%E9 %80%D0%B8%D0%BB%D0%BB pismennosti-i-kultury-v-sochi &Itemid=3
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.